Утреня с чином погребения св. Плащаницы.

01Вечером 10 апреля, в канун Великой Субботы, Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа. Богослужение прошло в Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска.

Архипастырю сослужили: иерей Рустик Бизин, иерей Петр Лагутин, иерей Владимир Бердик, иерей Кирилл Щеголев, иерей Василий Татьянин, диакон Сергий Козлов, диакон Николай Старюченков.

После пения тропарей на «Бог Господь» митрополит Даниил и сослужащее ему духовенство прочитали перед Плащаницей Спасителя Непорочны, т.е. стихи 17-й кафизмы, перемежающиеся краткими песнопениями (похвалами) в честь Господа, «в мертвецех вменившагося».

В начале утрени читается семнадцатая кафизма, которую читают при отпевании усопших или на панихидах. Однако стихи кафизмы перемежаются не заупокойными припевами, а особыми тропарями, в которых еще раз перед нашим взором проносятся последние дни земной жизни Христа Спасителя, скорбь Пресвятой Богородицы, благородство Иосифа и Никодима, сошествие во ад Спасителя и победа над смертью.

И как символ грядущей победы сразу после чтения кафизмы поются воскресные тропари «Ангельский собор».

«Исходное пение, надгробную песнь Тебе воспою; погребением Твоим жизни моея входы отверзшему, и смертию смерть и ад умертвившему,» – так начинается канон Великой Субботы «Волною морскою».

Слова канона – так же плач о погребенном Христе, но в нем все сильнее звучит новая тема – ожидание Воскресения, предчувствие Пасхи – избавления рода человеческого от оков преисподней. Хор торжественно поет:

«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе… востану бо и прославлюся».

В окончании утрени Плащаницу обносят крестным ходом вокруг храма под пение «Святый Боже». Этот крестный ход напоминает о погребальном шествии праведных Иосифа с Никодимом от Голгофы к месту погребения Спасителя.

И вот, после него торжественно возглашается первое пасхальное пророческое чтение. Это видение пророка Иезекииля о поле, полном сухих костей, которые по гласу Господню соединяются, обрастают плотию, и множество людей воскресает на глазах тайнозрителя. Во времена Иезекииля это было лишь светлой мечтой, но в нынешний день эти слова наполняются своим подлинным содержанием. А Евангелие читают уже воскресное о явлении ангелов на месте погребения Распятого Христа, о том как жены-мироносицы не нашли Иисуса там, где его погребали.

По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения верующим.

По окончании великого славословия с пением погребального «Святый Боже» плащаницу обнесли вокруг храма.

Затем перед Плащаницей были прочитаны пророчество о воскресении из книги пророка Иезекииля (Иез. 37:1-14), чтение из Апостола об искупительной Жертве, принесенной Христом (1 Кор. 6:7-8), после чего архипастырь прочитал евангельское зачало о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи (Мф. 27:62-66).

«Самое главное в учении Иисуса Христа — заповедь любви друг ко другу, — сказал архипастырь в проповеди. — Богочеловек пролил Свою Кровь, чтобы простить наши грехи, исцелить наши язвы, чтобы мы после этого жили в любви. Царство, куда Он нас призывает, — Царство Любви Божьей. Туда входят с сокрушенным, смиренным, чувствительным сердцем. Когда сострадаем друг другу, молимся за ближних, облегчаем их тяготы, тогда мы воистину дети Божьи! Подходя к Плащанице, будем просить у Господа помочь нам изменить сердце, чтобы оно стало живым, чувствительным к боли, страданиям, переживаниям людей, живущих рядом с нами. Научи нас, Господи, любить!»

(233)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели