ЗАМЕТКИ К ИСТОРИИ УРЮПИНСКОЙ ЕПАРХИИ – XIX ВЕК

Священник Евгений Агеев
ЗАМЕТКИ К ИСТОРИИ УРЮПИНСКОЙ ЕПАРХИИ – XIX ВЕК
Казаки на защите Отечества
XIX век в нашей стране начался с наполеоновских войн. Казаки активно участвовали во всех походах русской армии – Итальянском походе Суворова, войне с Турцией, Аустерлицком сражении. Кульминацией войны с наполеоновской Францией стала Отечественная война 1812 года, двухсотлетие которой Россия празднует в этом году. Поистине, в те годы вся Россия поднялась на защиту веры и Отечества. Ратный подвиг казаков под предводительством атамана Матвея Ивановича Платова особо отмечен всеми историками и певцами Отечественной войны.
Но даже в годы непрерывных войн и заграничных походов казаки продолжали строить Божьи храмы: Архангельская церковь в Тепикинской в 1802 году, церковь Рождества Христова в Раздорской в 1809 году. После победы над Наполеоном, во многих станицах и селах поднялись величественные каменные храмы. Они были построены в очень популярных тогда европейских стилях ампир и классицизм – с куполами, портиками, колоннами. Это такие храмы как: Сретенская церковь в Ореховой в 1813 году, Духосошественская церковь в Елани в 1820 году, Рождество-Богородицкая церковь в Котовской в 1825 году, Сергиевская церковь в Березовке в 1832 году, церковь Рождества Христова в Нижней Добринке в 1839 году (перечислены только сохранившиеся храмы).
А в Знаменскую церковь станицы Зотовской атаман Платов подарил сорокапудовый колокол, чтобы отметить доблесть зотовских казаков.
 
Первая духовная школа
В первые десятилетия XIXвека донские земли входили в Воронежскую епархию. При епископе Епифании (Канивецком), который особо запомнился в Воронеже заботой о духовных школах, в 1820 году было открыто первое духовное учебное заведение на территории нашей епархии – Зотовское духовное училище. Оно содержалось на средства Воронежской кафедры и было четырехклассным начальным учебным заведением для детей духовенства, но в нем учились и дети из других семей. Главным условием была православная вера. Училище работало в станице Зотовской до 1862 года, когда было переведено в Усть-Медведицкую. Архив училища с 1821 года хранится в Государственном архиве Волгоградской области и ждет своих исследователей.
В 1849 году Зотовское духовное училище окончил и уехал учиться в Киев известный миссионер – архиепископ Казанский Владимир (Петров, 1828-1897), уроженец станицы Федосеевской. С 1865 года он трудился в Алтайской миссии, стал первым архипастырем Алтайского края, назван за свои труды «просветителем Алтая». До самой своей смерти не оставлял любимой своей миссионерской работы, постоянно совершал поездки по селениям алтайцев, учил их вере и христианской нравственности. Его простое сердечное слово и любовь производили глубокое впечатление и служили утверждением к христианской вере. Кроме неутомимой проповеднической деятельности, он переводил и издавал на алтайском языке богослужебные и другие книги.
 
Донская епархия
Важным событием стало учреждение в 1829 году Донской епархии, земли которой были выделены из обширной Воронежской. Несмотря на далекое расстояние от епархиального центра – Новочеркасска, донские архиереи регулярно объезжали свою епархию. По крайней мере, такие объезды требовались один раз в 2-3 года.
Первым архиепископом Новочеркасским стал преосвященный Афанасий (Телятов), Он управлял епархией до 1842 года и оставил о себе память как о ревностном и усердном архипастыре. Потеряв зрение в преклонном возрасте, семидесятилетний старец ушел на покой. Его преемником стал архиепископ Игнатий (Семенов), переведенный на Донскую кафедру из северного Олонца. Владыка Игнатий придавал большое значение начальному образованию, разрабатывал принципы организации приходских церковных школ во всех вверенных епархиях. Он прослужил в Новочеркасске 5 лет, до 1847 года и был переведен в Воронеж.
В 1842 году произошло исключительное событие, которого не было в народной памяти уже несколько поколений. Недалеко от наших краев, в Воронеже, торжественно прославили и обрели святые мощи святителя Митрофана. Многие священники Хоперского края были выпускниками Воронежской духовной семинарии и глубоко почитали воронежского святителя. В 1843 году известный благотворитель М.В.Себряков, построил в своем селе Себрово величественный храм во имя святителя Митрофана, который сохранился до наших дней. Его дочери Анне, будущей игумении Арсении, тогда было 10 лет.
Третьим архипастырем Донского края стал высокопреосвященный Иоанн (Доброзраков), переведенный с нижегородской кафедры. Он управлял донским духовенством 20 лет и, удалившись в 77 лет на покой, остался жить в Кременском Вознесенском монастыре. Из личных качеств святителя современники отмечали его «сострадательность, милосердие, нищелюбие до самозабвения, нестяжательность». Если он сам не имел чем помочь, одалживал у другого, но просящему никогда не отказывал. В последние часы жизни строго приказывал, чтобы никакого дележа после его смерти не было, но все, что остается, раздать нуждавшимся. В 1911 году при вскрытии могилы его для перенесения останков в усыпальницу под Новочеркасским кафедральным собором тело его и одежды были найдены нетленными.
 
Строительство множества храмов в хуторах
Еще при владыке Игнатии произошло знаменательное событие, плоды которого дали многочисленные всходы при владыке Иоанне.
Население казачьих станиц в XVIIIXIX веках быстро росло, казакам отводили земельные наделы все дальше от родных станиц. Казачьи хутора на наших землях стали появляться еще в конце XVII века, но долгое время власти препятствовали их основанию, так как казаков, сосредоточенных в станице было легче контролировать. С середины XVIII века власти разрешили строить хутора из-за возросших хозяйственных нужд. В войсковой грамоте от 23 декабря 1753 года, отправленной в придонские станицы от Качалинской до Казанской, уже разрешалось «во всех степных и других отдаленных от станиц местах, где заготовляется на зиму сено, строить для убежища хозяевам в зимнее время теплыя землянки и постройки для домашнего скота.» Постепенно временные полевые станы превратились в небольшие сельские поселения, по традиции называемые хуторами. Для вновь основанных хуторов станица являлась административным центром. Уходившие жить на хутора казаки и их потомки считались по-прежнему жителями станицы, членами станичной общины и фигурировали в документах как казаки своей станицы. Жители хуторов считались прихожанами своей станичной церкви, ездили туда на праздники, для совершения крещений и венчаний, приглашали священника для отпеваний.
Долгое время строить церкви в хуторах не разрешалось, потому что власти боялись широко распространенного на Дону старообрядчества. На строительство каждой новой церкви требовалось особое разрешение Святейшего Синода в Санкт-Петербурге. Только в 1844 году Синод разрешил строить церкви в казачьих хуторах, и во второй половине XIX века в крупных хуторах на Донской земле началось активное строительство церквей. Все новые храмы были построены на пожертвования прихожан. Казаки считали честью построить храм в своем хуторе. Остановилось активное храмоздательство только с началом революционных беспорядков в России.
Большинство храмов, построенных в те годы, разрушены. Из сохранившихся нужно отметить: церковь Архангела Гавриила в Солонке (1854) и Преображенскую церковь в Преображенской (1871), а главное – величественный Казанский храм Усть-Медведицкого монастыря.
 
Реформы в России
Шестидесятые годы XIX стали для России годами реформ. В XIX веке простые русские люди еще хранили православное благочестие, свой унаследованный от предков и освященный Церковью бытовой уклад. Реформы ? крестьянская, земская, военная и судебная поколебали устойчивый крестьянский быт. Всеобщая воинская повинность, введенная военной реформой, свобода передвижений, затрудненная прежде для крепостных, пролетаризация деревенской бедноты, усилившаяся после отмены крепостного права, переселение разорившихся крестьян в города и фабричные поселки вырывали людей из устоявшегося в веках жизненного уклада, вносили в крестьянскую среду разобщенность. Новые житейские обстоятельства становились для многих соблазном, вели к религиозному равнодушию, а в некоторых случаях и к утрате веры.
Однако, не все русские люди были подвержены такому падению религиозного уровня жизни. Многие старались сохранить православный уклад своей жизни, поддерживали храмы, монастыри, строили новые и в городах, куда массами переселялись или уходили на заработки освобожденные крестьяне, посещали монастыри. Именно в этот период при поддержке императора Александра III и обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева, открыто множество новых монастырей. Это время подлинного возрождения монашеской жизни.
 
Основание новых монастырей
Большинство новооткрытых монастырей были женскими. После освобождения перед одинокими крестьянками, освобожденными от крепостной зависимости, открылись беспрепятственные возможности для поступления в монастыри. В монастыре крестьянская девушка или вдова находила обстановку, близкую ее сердцу: монастырские послушания были похожи на ее домашние хозяйственные работы.
Женские обители, как правило, были беднее мужских. Даже штатные монастыри получали скудную помощь из государственной казны, а большинство женских монастырей числилось за штатом. Почти все новые женские обители создавались по личному почину их основательниц. Многие из них выросли из сестрических общин. Эти общины начинались с собраний верующих девушек за каким-нибудь рукоделием, которое начиналось и заканчивалось молитвой. Грамотные читали вслух жития святых и другие душеполезные писания. Со временем из этих благочестивых «посиделок» складывалась община с совместным проживанием сестер, а общая молитва разрасталась в уставное Богослужение, на которое приглашались священники из близлежащих приходов. Наконец сестры-чернички обращались к архиерею или в Синод с прошением о преобразовании общины в монастырь. Начинались долгие хлопоты: весьма часто у духовной власти возникали подозрения, не заражена ли община сектантскими настроениями. Когда эти подозрения рассеивались и хлопоты увенчивались успехом, то одних сестер постригали в мантию или рясофор, а другие оставались послушницами. Первоначальными средствами для нового монастыря служили пожертвования богатых дарительниц или самих основательниц.
В современной Урюпинской епархии из трех монастырей два основаны именно так, в эти самые годы: Ахтырский Гусевский женский монастырь, возникший по почину Елизаветы Годейн и Троицкий Каменнобродский, основанный при поддержке местного помещика Персидского. Еще один женский монастырь – Краишевский, основанный в то же время, пока не возрожден. Крепостного права на Дону практически не было и поэтому все эти монастыри располагаются на окраинах Саратовской губернии.
Монастырь на донской земле – Преображенский Усть-Медведицкий, основанный в XVII веке, именно в это время пережил максимальный расцвет при игумении Арсении (Себряковой), управлявшей обителью с 1865 до 1905 года. А в женский монастырь его преобразовали в конце XVIII века, переселив в него сестринскую общину из станицы Сиротинской.
Женские монастыри на донской земле получали содержание из войсковой канцелярии и выполняли важную роль социальной защиты вдов и сирот. При монастырях активно действовали больницы и школы, приюты для престарелых. О размахе благотворительной деятельности всех вообще русских монастырей говорят такие статистические сведения: в 1887 году монастыри содержали 94 больницы и 66 приютов для престарелых, две трети из этих учреждений приходилось на женские обители. И все-таки благотворительность не составляла и не могла составлять главного содержания иноческого подвижничества. В XIX веке монашество переживало подлинное духовное возрождение. Это мы видим и в пределах нашей епархии. Во многих монастырях укоренилось старчество, и влияние старцев выходило далеко за монастырские стены, оказывая благодатное воздействие на жизнь всех слоев русского общества.
 
Состояние к концу XIX века
В последней трети XIXвека донской край спокойно развивался и заселялся, строились храмы, казаки служили Отечеству и возделывали землю. В 1870-х годах по нашим землям прошли железные дороги Грязи-Царицын и Балашов-Камышин, немало способствовавшая развитию торговли и предпринимательства. При храмах и при железнодорожных станциях открывались начальные школы для детей. В окружных центрах станицах Усть-Медведицкой и Урюпинской открылись гимназии. Народное просвещение находилось под постоянным попечением Церкви. Донские архипастыри – архиепископ Платон (Городецкий, 1867-1877), при котором впервые освящен Казанский храм Усть-Медведицкого монастыря, будущий Киевский митрополит, архиепископ Александр (Добрынин, 1877-1879), архиепископ Митрофан (Вицинский, 1879-1887), архиепископ Макарий (Миролюбов, 1887-1894), архиепископ Афанасий (Пархомович, 1894-1908), — постоянно заботились об открытии и поддержании приходских школ, училищ, образовании духовенства, просвещении православного народа.
По данным Всероссийской переписи населения 1897 года, на территории только Хоперского и Усть-Медведицкого округов проживало 500 тысяч человек. Сейчас это территория 4 из 5 благочиний нашей епархии, а все население епархии составляет те же 500 тысяч человек. Убыль населения за 115 лет – примерно 1/5 часть. Причем к концу XIXвека все это население было сельским и православным. Сейчас же треть населения сосредоточена в 6 городах, а, следовательно, хутора и станицы обезлюдели еще больше – примерно в два раза. К началу ХХ века на территории епархии было около 200 храмов, сейчас – 77 приходов, многие из которых собираются в приспособленных зданиях и помещениях. Все это – следствия роковых событий ХХ века, который мы постараемся обрисовать в следующем выпуске.

(407)

Одно мнение на “ЗАМЕТКИ К ИСТОРИИ УРЮПИНСКОЙ ЕПАРХИИ – XIX ВЕК

  1. Валентина

    Хотелось бы узнать был служителем церкови в Урюпинском районе Волгоградской области Матыкин, который проживал в Болтинах Урюпинского района, при Спасибоблизительно в 1820 и дальше годах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели