ЗАМЕТКИ К ИСТОРИИ УРЮПИНСКОЙ ЕПАРХИИ
История Православия на земле нашей новой епархии тесно связана с историей донских казаков. По причине бурной истории пограничного края ее ранние этапы можно проследить только эпизодично.
ЗАСЕЛЕНИЕ ДИКОГО ПОЛЯ
Среднее течение Дона в старину входило в обширную область Дикого поля, простиравшуюся от Днестра до Волги и от Оки до Черного моря. Русские люди стали расселяться в наших местах в XVI веке, во времена царя Ивана Грозного. В следующем – XVII веке – казаки стали строить станицы (тогда их называли городками)по берегам Дона и по его притокам – Хопру, Бузулуку, Медведице, которые были в те времена основными путями сообщения. Первые церкви на донской земле были построены в XVII веке именно в станицах.
Первая церковь на Донской казачьей земле – Воскресенская – построена в 1652 году в Черкасске (теперь – станица Старочеркасская Ростовской области). В конце XVII века известны церкви и в ряде других казачьих городков. Так, в 1691 году казаки Иловлинского городка получили разрешение на строительство церкви, в 1695 году упоминается церковь в Клетском городке.
ПОД ОМОФОРОМ ВОРОНЕЖСКИХ ВЛАДЫК
Со времени вхождения междуречья Волги и Дона в состав Российского государства и вплоть до 1718 года духовенство Донского края подчинялось непосредственно Патриарху Московскому и позднее (в 1700-1718 годах) – местоблюстителю Патриаршего престола. В 1718 году донские священники были переданы в подчинение Воронежской епархии. Поэтому многие священники на Дону в XVIII—XIX веках были уроженцами Воронежской епархии и воспитанниками Воронежских духовных школ. Воронежская кафедра была ближайшей к донским землям, а воронежские епископы принимали активное участие в устроении православных храмов на донской земле.
Нужно вспомнить, что Воронежскими епископами в то время были такие светильники Русской Церкви как святитель Митрофан (с 1682 года по 1703 год) и святитель Тихон Задонский (с 1763 года по 1767 год). Святитель Тихон поддерживал донского миссионера диакона Василия Михайлова и его сестринскую общину в станице Сиротинской, впоследствии переселившуюся в Усть-Медведицкий монастырь (Прим. — см. статью об Усть-Медведицком монастыре в №1 «Епархиальных ведомостей»). В 1912 году Святейший Синод распорядился в храмах на территории Донской епархии поминать на литиях имена святителей Митрофана и Тихона (Указ Е.И.В. из Святейшего Правительствующего Синода № 31031 от 16 апреля 1912 года).
Область Войска Донского как самостоятельная административная единица Российской империи, населенная преимущественно донскими казаками и управлявшаяся по особому положению, была учреждена в 1786 году при Екатерине Великой. В 1829 году на территории Области Войска Донского учреждена новая – Донская епархия, правящие архиереи которой жили в центре области – городе Новочеркасске и титуловались Донскими и Новочеркасскими.
Большая часть территории нашей новой епархии входила до 1918 года именно в Донскую епархию. Это были два северных округа Донской области – Хоперский и Усть-Медведицкий.
Хоперский округ включал в себя территорию нынешних Урюпинского, Нехаевского, Новониколаевского, Новоаннинского, Алексеевского, Киквидзенского районов, северную часть Кумылженского района. Центр округа находился в станице Урюпинской. По переписи 1897 года на территории округа проживало 253 тысячи человек. Территория Хоперского округа теперь полностью вошла в Урюпинскую епархию.
Усть-Медведицкий округ занимал территорию нынешних Серафимовичского, Михайловского, Даниловского, Фроловского, Клетского и частей Кумылженского и Ольховского районов. Некоторые из его южных исторических станиц – Клетская, Перекопская, Распопинская, Кременская – остались в Калачевской епархии. На территории округа в конце XIXвека проживало 247,8 тысячи жителей.
НА ОКРАИНАХ САРАТОВСКОЙ ЕПАРХИИ
Часть территории нынешнего Ольховского района – долина реки Иловля, где расположены села Гусевка, Ольховка, Зензеватка, Каменный Брод, Солодча, Захаровка, Гусевский и Каменнобродский монастыри, до 1918 года входила в Саратовскую губернию, и в церковном отношении принадлежала к Саратовской епархии. Село Ольховка и села к югу от него входили в Царицынский уезд, а село Гусевка и села к северо-востоку входили в Камышинский уезд.
Очень сложную картину административно-церковного подчинения мы видим в северном – Жирновском благочинии нашей епархии. Часть его территории – нынешний Жирновский район за исключением северной его части и слобода Рудня принадлежали к Камышинскому уезду. Слобода Елань, нынешний Еланский район и запад Руднянского входили в южную часть Аткарского уезда Саратовской губернии. Эти земли заселялись разными людьми: Елань основана украинцами, Рудня возникла как поселок рудокопов, на территории Жирновского района существовало 13 немецких поселений.
СТРОИТЕЛЬСТВО ПЕРВЫХ ХРАМОВ
Первым храмом в наших местах, по-видимому, был Преображенский храм Усть-Медведицкого монастыря, построенный в 1670 году. Первые храмы в казачьих станицах были деревянными. Сами станицы иногда переезжали с места на место и вместе с ними переносились храмы. Часто станицы страдали от набегов татар и калмыков – пожары уничтожали временные храмы. Так продолжалось до 1717 года, когда отряды крымских татар с русскими разбойниками разграбили русские села от Царицына до Пензы и Саранска («Кубанский погром»). После него Петр Iприказал построить Царицынскую сторожевую линию, и набеги татар и ногайцев на наши земли окончательно прекратились.
Постоянные деревянные церкви упоминаются в наших станицах с начала XVIIIвека – Богоявленская в Михайловской (1700), Богоявленская в Островской (1711), Воскресенская в Усть-Медведицкой (1718), Архангельская в Малодельской (1722), Покровская в Тишанской (1724), Покровская в Зимняцкой (1724), Троицкая в Филоновской (1728), Троицкая в 1-й Березовской (1733), Знаменская в Зотовской (1734), Покровская в Букановской (1740). В 1740 году построена деревянная Покровская церковь в станице Урюпинской, которая в конце XVIIIвека была перенесена вместе со станицей на нынешнее место и в 1792 году отстроена в камне.
Во второй половине XVIIIвека деревянные церкви в станицах стали заменять каменными: Знаменский храм в Зотовской (1757), Покровский храм в Тишанской (1782), Воскресенский храм в Усть-Медведицкой (1782), Покровский храм в Зимняцкой (1795), Троицкий храм в Филоновской (1795), Знаменский храм в Слащевской (1796).
Тогда же были построены Архангельская церковь в станице Алексеевской (1754), Знаменская церковь в станице Слащевской (1764), Сретенская церковь в станице Михайловской (1765), Никольская церковь в Лопуховке (1774), Богородицкая церковь в слободе Гуляевке (1779), Архангельская церковь в слободе Липовке (1779).
Станицы донских казаков, вольно раскинувшиеся на берегах Дона, Хопра, Медведицы, Бузулука, были многолюдными, земли хватало, казачьи семьи были большими и крепкими. Нас до сих пор поражают огромные каменные храмы, возвышающиеся среди современного запустения многих станиц. Трудно представить, что два века назад они были переполнены молящимися. Разве что архиерейские службы в Покровском соборе в Урюпинске могут напомнить нам о былой жизни нашего казачьего края.
Предстоит исследовать еще много архивных документов, чтобы свести воедино разрозненные сведения об истории храмов Урюпинской епархии. Краткий очерк церковной истории XIXвека – в следующем номере газеты.
(603)