Слово митрополита Волгоградского и Камышинского Феодор после Божественной литургии в день памяти св. блгв. кн. Александра Невского в Александро-Невском кафедральном соборе города Волгограда.
Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Ваши Преосвященства, досточтимые Владыки, всечестные отцы, боголюбивые наши пастыри, братья и сестры!
Всех вас сегодня сердечно приветствую с праздником – с днём памяти небесного покровителя земли Волгоградской, да и всей земли Российской – святого благоверного великого князя Александра Невского.
Это был удивительнейший человек. Он соединял в себе множество талантов. Потомки сравнивали его с различными библейскими персонажами: он был красив, как Иосиф, мудр, как Соломон, а силой обладал в сравнении с Самсоном. Но не столько за внешние качества воспевают его поколения – мы помним о том служении, которое он совершал на древней русской земле, соединяя разрозненные княжества и, главное, выстраивая стратегический вектор будущего развития Российского государства, обнажая меч на западе и, преклоняя колено на востоке. Так и сформировалась его политика, которая до сих пор называется «меч на западе, щит на востоке». Почему же он сделал такой выбор, хотя поддерживали его не все современники, и даже близкие и родные?
Когда после смерти отца ему случилось вместе с младшим братом Андреем ехать в Каракорум из Сарая (то есть, из нашей земли Волгоградской он поехал в Монголию, в ставку великого хана), он увидел не только имперский город – богатый, развитый – но он увидел мировую тюрьму. В этом городе были пленники со всего мира. Это свидетельствовало о той мощи военной, политической, которой обладали монголы, и покоряли под свою власть практически все страны и империи того времени.
Александр увидел в них стихию, попущение Божие, перед которым невозможно было устоять обычной человеческой силой. Не случайно современники Александра Невского сравнивали монголов с таинственными народами Гога и Магога, которые то ли вышли из ада, то ли пребывали возле сил инфернальных. Многие считали, что монголы – это кара Божья, которая принесла с собой, в общем то, конец света.
В то же время Александр Невский видел лукавство и ненависть западного мира – в частности, мира католического. Он жил в очень интересное и непростое время. Происходило этническое формирование народов, населения всего земного шара.
С VI по XIII век существовала Восточная епархия, которая в основном соединяла христиан арианского толка. Но этих христиан было очень много – от края до края земли. Они присутствовали и в войске, и в управлении Чингисхана. Они оставили след и в культуре Востока.
Сегодня, если мы с вами поедем, например, в Среднюю Азию, в Узбекистан, то увидим и в Бухаре, и в Самарканде, что мечети и минареты украшены крестами. Витиеватая резьба с крестами украшает старинные двери, и практически никто из местных жителей не может сказать, почему в их исламском государстве так обильно присутствует христианская символика. Да потому, что христиане Восточной Церкви, Восточной епархии оставили свой глубокий след. Даже тюбетейка узбекская есть не что иное, как арианская скуфейка, тоже в виде креста.
Сам внук Чингисхана, Сартак, побратим Александра Невского, тоже был христианином-арианином, и шёл разговор – и не только разговор, а в общем то, уже складывалась тенденция – о христианизации монгол. Но Сартак не доехал до своего престола, был отравлен, и история стала развиваться в другом направлении.
Представители западного христианства – католики – никогда не скрывали своей нелюбви, если выразиться мягко, а если сказать открыто, как есть, то ненависти к Руси и православному миру. Считая нас не только схизматиками, а вообще не признавая духа христианского в нас, сравнивая с язычниками, которых нужно через меч и огонь обращать в свою веру. Потому Римский Папа, отправляя крестовый поход на Русь, давал индульгенцию, в которой было сказано, что разрешается крестоносцам безнаказанно сжигать храмы, монастыри, убивать священников и монахов.
Практически на глазах Александра Невского произошёл захват Константинополя, его падение под натиском крестового похода. С 1204 по 1260 год существовала Латинская империя, хотя такого термина официально нет – была франкократия, но, по существу, весь этот период Константинопольский престол занимал католический император. И проводил соответствующую политику.
Сам крестовый поход и захват древнего царствующего града был совершён при финансировании венецианцев, среди которых были и многие иудействующие купцы, которые скупили огромную часть Византийской империи и хвастались тем, что они владеют ее «четвертью и пол четвертью». Три квартала из восьми в самом Константинополе были под их властью. В конечном итоге Византийская столица пришла к оскудению не только политической власти, экономической силы, но и духовному.
Император Балдуин II, попав в долги, истратив все деньги на противостояние никейцам и монголам, был вынужден продать не только свою землю во Франции, но и христианские святыни Византии он распродал в Европу. Поэтому мы с удивлением встречаем там те святые артефакты, которые, казалось бы, не должны никак быть ни в Берлине, ни во Франции.
В 1260 году монголы отправились в военный поход против мамлюков и заручились поддержкой Папы Римского. Католики выделили им военную силу. Поход этот даже был назван «жёлтым крестовым», но в самый ответственный момент Ватикан предал своих военных союзников, и мамлюки разгромили монголов. Это было очередным свидетельством того, что никак нельзя с ними выстраивать парадигму будущей государственной деятельности, исторического развития страны. Александр Невский это прекрасно понимал. Он был не только дипломат, политик. Он был прекрасно образован духовно и знал тонкости православной веры, её глубину не хуже современных богословов. И потому дал чёткий ответ папским легатам, что веру свою знает, а западной не приемлет.
Мы видим, что случилось с Галицией. Даниил Галицкий принял от Папы Иннокентия IV корону, но тот тоже предал его. И до сих пор с того самого времени на Украине происходят страшные вещи.
Сегодня мы не только почитаем Александра Невского как святого, мы внимательно вглядываемся вглубь веков, в его исторический выбор, и понимаем, что почти тысяча лет прошла, но принципиально ничего не изменилось. Запад как был лукав и агрессивен, такой его политика сохраняется и по сей день. Слава Богу, что наш правитель, наш суверен продолжает воплощать в жизнь политический тезис Александра Невского «меч на западе, щит на востоке».
Под этим лозунгом и мы выстраиваем свою социальную, духовную, экономическую жизнь. Мы помним всегда и слова императора Александра III, которые он сказал своему сыну, будущему мученику и страстотерпцу Николаю II: «У России друзей нет. Её великость вызывает зависть. Есть опора на армию и флот. Но, – заповедал он своему наследнику, – всегда опирайся на Церковь, потому что Церковь всегда с народом».
В сегодняшний день в храмах Божиих мы возносим молитвы и о наших воинах, и о наших правителях, и о наших братьях и сёстрах, которые несут своё служение Отечеству каждый на своём месте.
Будем подражать подвигу Александра Невского – не своего искать, но искать пользы и правды Божией, и славы своего родного Отечества.
В день торжественный и праздничный хочется умножить радость, и по традиции в этот день мы хотим удостоить наград некоторых, особенно отличившихся – и клириков, и наших братьев и сестёр во Христе.
(3)