СЛУЖИМ НА МОЩАХ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ВЛАДИМИРА ЧЕТВЕРИНА

Диакон Павел Сержантов

Православная Церковь сберегла древний обычай – совершать литургию на мощах мучеников. Возник обычай еще в Римской империи, когда христианство было под запретом. Гонимые наши единоверцы вынуждены были уйти в подполье, буквально – под землю. Они служили в катакомбах – погребальных подземных пещерах, соединенных между собой переходами. Римские катакомбы представляют собой поражающий размерами «город мертвых», некрополь. Удивительное и священное место даже сейчас, когда, например, из катакомб святого Каллиста вынесены все реликвии. Мощи святых унесены, а святость места ощутима по сей день.

Спускаешься на 11 метров под землю – и переносишься из современного города в лабиринты древнего Рима. Здесь, в катакомбах, христиане хоронят тех, кто не побоялся принять мученическую смерть из любви к Богу. Хоронят с честью и служат литургию на гробах людей, которые засвидетельствовали Христову победу над смертью – не словами, а готовностью умереть за Христа. Они – свидетели начавшегося с Христа бессмертия.
Священномученик Владимир Четверин с семьей
Обычай служить на гробах мучеников, зародившийся в древности, продолжается повсюду, в современной Москве тоже. На престоле нашего храма лежит антиминс с частицей мощей мученика Владимира Четверина, пресвитера саранского. Он засвидетельствовал веру в Воскресшего Христа ровно 100 лет назад. Как он к этому пришел?
Родился он в 1874-м г., стал преподавателем – грамоте людей учил. В 29 лет он меняет привычный образ жизни, сейчас бы понимающе пожали плечами: «Кризис среднего возраста». Думаю, всё было иначе: Господь позвал хорошего сельского учителя к служению у Своего престола. Тогда Владимир Четверин получил еще и церковное образование. Стал священником и остался преподавателем. Только теперь он вел занятия по церковным предметам. Служение священника – это призвание, а не работа. Мы привыкли говорить о работе учителя, но, по сути, это тоже призвание, служение, а не просто работа.

Отец Владимир от своего призвания не отказывался, ни от учительского, ни от священнического. Даже когда в 1917-м году развернулось гонение на христианство, подобное гонениям в Древнем Риме. Стали расстреливать самых деятельных, лучших людей Церкви. По селам нашей страны тогда ездили вооруженные продотряды, революционная власть отнимала у крестьян выращенный и собранный ими хлеб. Настало голодное время. Односельчане понимали, что в этих тяжких условиях свой хлеб нужно прятать. Надежно спрячешь, тогда село не будет голодом помирать. Кому доверить зерно? Односельчане доверили сохранить хлеб отцу Владимиру.Храм где служил священномученик Владимир Четверин

Такое доверие делало честь батюшке и одновременно ставило его под страшный удар. А у него была большая семья, восемь человек детей. Мог бы отказаться от такого рискованного поручения. Пусть кто-то другой отвечает за зерно, тем более что новая власть и так негативно относилась к духовенству.

Но отец Владимир не стал отказываться. На этот раз он не отказался от призвания к мученичеству. Как дальше получилось, представить несложно. В голодное время главная ценность – продукты. К запасу хлеба пытались подобраться проходимцы и злодеи, отец Владимир не позволил им поживиться народным хлебом. На него был написан донос, посыпались обвинения. Обвинений было много, в том числе в том, что он не передал новым властям метрические книги, то есть не отдает документы, потому что не признает «народную власть».

На Преображение 1918 года батюшка в последний раз совершил службу. Его арестовали. Односельчане ходатайствовали перед «органами революционного правосудия» за священника, которого они хорошо знали и которому полностью доверяли. Людей не услышали. Мнение народа о священнике и учителе никого не заинтересовало. Антиклерикальная пропаганда делала «служителей правосудия», «защитников интересов простого народа» глухими и кровожадными. Местные власти недолго имитировали «расследование» по делу священника, проводили допросы и прочие следственные действия. 2 сентября 1918 года батюшку казнили. Думали, что с этим священником покончили, а скоро покончат со всей Русской Церковью. Вышло иначе…Икона священномученика Владимира Четверина
Отец Владимир не подвел односельчан. Он заботился о народе Божием, даже когда это стоило ему крови. Он не отрекся от веры Христовой перед лицом воинствующих безбожников. Он любил Бога и людей, заботился о них, молился и деятельно помогал. До смерти. И после смерти батюшка не перестает помогать нам. Люди не забыли его, в 2006-м году его причислили к лику святых. Во многих храмах нашей Церкви служат на антиминсе с вшитой в него частицей мощей святого Владимира, старательного учителя, многодетного отца, доброго пастыря, мученика Христова.

Диакон Павел Сержантов

31 августа 2018 г.

(19)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели