Его Преосвященству сослужили благочинный Михайловского округа иерей Василий Каразий, протоиерей Петр Пильгуев, иерей Виктор Гарбуз, иерей Артемий Комаров и диакон Сергий Козлов.
На сугубой ектении были возглашены особые прошения об Отечестве нашем и защитниках его, а также особые прошения о здравии «всех в террористическом акте в Красногорске пострадавших».
После сугубой ектении была вознесена молитва о Святой Руси.
На заупокойной ектении епископ Елисей молился «о рабех Божиих безвинно убиенных в террористическом акте в Красногорске».
По запричастном стихе проповедь произнес благочинный Михайловского округа иерей Василий Каразий.
По окончании Божественной литургии архипастырь в сослужении духовенства совершил последование молебного пения в Неделю Православия.
В последовании чина Торжества Православия была провозглашена вечная память всем православным христианам, защищавшим Христову веру, и многолетие ныне здравствующим: Предстоятелю Русской Православной Церкви Патриарху Кириллу, митрополиту Волгоградскому и Камышинскому Феодору, митрополиту Герману (Тимофееву), епископу Урюпинскому и Новоаннинскому Елисею, всем архипастырям, пастырям и боголюбивым чадам Русской Православной Церкви.
По окончании молебного пения епископ Елисей обратился к присутствующим с архипастырским словом, в котором рассказал об истории праздника Торжества Православия, установленного в честь победы над иконоборчеством и другими ересями, сотрясавшими Церковь в первом тысячелетии.
Архипастырь отметил, что в первое воскресенье Великого поста мы не просто вспоминаем историческое событие (праздник был установлен в Византии в IX веке в память о победе над иконоборческой ересью), но совершением чина Торжества Православия символизируем победу над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами.
Пресс-служба Урюпинской епархии
Справка:
Торжество Православия было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами. Учение о почитании икон, основанное на Св. Писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению большему, чем от язычников.
Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения ревнители Православия и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.
(26)