В Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска продолжается масштабная реставрация. Хотя работы ещё не окончены, некоторые урюпинцы выражают недоумение и беспокойство по поводу обновлённого вида храма и целесообразности проводимых работ. Чтобы развеять сомнения горожан, мы подготовили ответы на их главные вопросы.
Мир вам, дорогие во Христе братья и сестры!
По благословению Преосвященнейшего Елисея, епископа Урюпинского и Новоаннинского, отвечает всем, кто переживает по поводу чудотворной Урюпинской иконы Божией Матери и Покровского кафедрального собора, где она находится, ответственный за финансово-хозяйственную деятельность Урюпинской епархии протоиерей Борис Ермаков. Ваше радение о судьбе святыни похвально, ведь за последние годы жители Урюпинска, увы, охладели к почитанию явленного образа: и к святому источнику мало кто ходит, и за икону особо не переживают. Отвечаю вам на поставленные вопросы.
1) О планирующейся реставрации Урюпинской иконы Божией Матери.
30 сентября 2016 года в г. Урюпинске, по благословению епископа Урюпинского и Новоаннинского Елисея, комиссия в составе протоиерея Алексия Маслова, протоиерея Бориса Ермакова, иерея Евгения Агеева и диакона Сергия Козлова обследовала списки Урюпинской иконы Божией Матери, хранящиеся в кафедральном соборе Покрова Пресвятой Богородицы. Результаты обследования опубликованы в книге «Урюпинская икона Пресвятой Богородицы», 2-е издание, 2018 год, на стр. 181-185 («Акт обследования чудотворной Урюпинской иконы Пресвятой Богородицы» на пяти листах с фотографиями). В акте, в частности, говорится, что на иконе «Имеются значительные повреждения красочного слоя. Через лик Богородицы проходит дорожка из мелких вздутий, между фигурами Богоматери и Богомладенца имеются сильные вздутия красочного слоя и повреждения. На значительной части фона аналогичные пузыри краски уже осыпались», «посередине доски имеется продольная трещина чуть изогнутой формы». Также отмечается, что лик Богородицы написан искусно, а лик Богомладенца «очень грубо, явно дописывался позже» (стр.182). Далее приведены фото образа без ризы, где хорошо видно, сколько с него осыпалось краски.
22 октября 2018 года чудотворный Урюпинский образ Пресвятой Богородицы был визуально обследован аттестованным экспертом по культурным ценностям Т.А. Васильевой и художником-реставратором высшей квалификации Т.А. Контылёвой. Обследование проходило в служебном помещении кафедрального собора Покрова Пресвятой Богородицы г. Урюпинска. Вот, как эксперты описывают состояние иконы: «По центру доски сквозная вертикальная трещина, расходящаяся в верхнем части на 1-1,5 мм. На обороте под шпонкой справа – небольшие отщепы древесины. В нижнем правом углу вмятины древесины. По центру верхнего края гвоздевое отверстие, два цилиндрических сквозных отверстия в правом верхнем и левом нижнем углах… Оборот иконы покрыт прозрачным плотным слоем синтетического клея… Шелушение левкаса в нижней части на изображениях одежд Богоматери и Младенца… Мелкие и крупные цилиндрические вздутия в центре иконы на изображении одежд Богоматери и Богомладенца… Утрата левкаса механического происхождения по всей поверхности иконы». И т.д. Вывод комиссии: «Икона в целях сохранения нуждается в проведении комплекса неотложных противоаварийных и консервативно-реставрационных работ».
Да, действительно, Урюпинская икона чудесным образом явилась людям на дереве, но это не значит, что мы не должны теперь за ней ухаживать. Разве не наша святая обязанность содержать в отличном состоянии дарованный нам Господом и Его Пречистой Матерью чудотворный образ, если даже Адаму, праотцу нашему в Раю, было дано послушание ухаживать за Раем?! А ведь со времени явления иконы прошло уже почти 200 лет, и судьбу её не назовёшь простой, мы не знаем, в каких условиях она хранилась, пока пребывала вне стен храма. И сейчас мы не просто должны, мы обязаны уделять самое пристальное внимание её состоянию и заботиться о ней.
Поскольку явленная в Урюпинске икона – святыня и достояние всего нашего Волго-Донского края, вопрос о её состоянии был поднят на последнем заседании архиерейского совета Волгоградской митрополии, в котором участвовали митрополит Волгоградский и Камышинский Феодор, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей и епископ Калачёвский и Палласовский Иоанн. После знакомства с вышеупомянутыми документами было принято решение обратиться за помощью к специалистам по реставрации старинных икон, имеющим необходимые навыки, опыт и образование. Далее предполагается изготовление достойного оклада, так как имеющийся сейчас сделан из тонкой жести (уже местами поржавевшей), покрытой клеем и посыпанной мелким бисером, который постоянно отклеивается.
Опасения ваши понятны и похвальны, но и мы переживаем не меньше вашего о сохранности иконы и о том, чтобы она и впредь продолжала постоянно пребывать в Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска, где каждый житель и гость города может подойти к ней, поклониться и помолиться.
2) Теперь хотелось бы дать пояснения по поводу реставрации самого Покровского кафедрального собора.
Слава Богу, дорогие мои, что в 1990 году в нашей стране законодательно была закреплена свобода вероисповедания, и власти, наконец, разрешили совершать в храмах капитальный ремонт и благоукрашать их, как следует. Тогда, в 90-е годы, Покровский храм был отштукатурен и расписан, купола покрашены, изготовлен настенный иконостас, так что выглядел он очень красиво, особенно внутри. На тот момент это действительно было лучшее, что можно было сделать. Это сейчас мы уже знаем, что не все современные отделочные материалы допустимо использовать при ремонтно-восстановительных работах в старинных зданиях. Специально созданный при Московской Патриархии Экспертный совет по церковному искусству, архитектуре и реставрации разработал строгие правила по реставрации исторических храмов, каким является и наш Покровский собор. Прежние настоятели просто не знали таких особенностей, так что реставрация храма велась без полноценного проекта, непрофессионально и часто непрактично.
Во многом именно из-за того, что старинное здание храма долгое время подновлялось современными материалами, без учёта его конструкционных особенностей, теперь и потребовался целый комплекс ремонтно-восстановительных работ. Мы начали с того, что пригласили для оценки состояния собора опытных специалистов, занимавшихся реставрацией храма Василия Блаженного в Москве и многих культурно-исторических памятников из списка всемирного наследия ЮНЕСКО. Они определили, что здание разрушается из-за высокой влажности. Изначально стены были покрыты известковой штукатуркой, но во время ремонтов в 90-е её заменили обычным цементным раствором. С одной стороны, по незнанию технологических тонкостей, с другой – из-за его относительной дешевизны. Цемент не пропускает воздух, под ним конденсируется влага, она не просыхает и со временем разрушает красный кирпич. Сначала штукатурка просто осыпалась, и её требовалось постоянно обновлять, а потом она уже начала отваливаться целыми пластами, причём вместе с кирпичами. Так, например, вы наверняка помните, как однажды на праздник Успения Пресвятой Богородицы с купола сорвался большой кусок штукатурки (с пола её тогда собрали пять вёдер!), который нанёс телесные повреждения стоявшим в храме людям. Поэтому нужно было принимать срочные меры, чтобы обезопасить людей и спасти храм.
Эксперты разработали проекты на каждый вид работ, и в 2013 году началась полноценная профессиональная реставрация. Если описывать совсем кратко, то процесс выглядит так: сначала до кирпича сбивается цемент со стен снаружи и изнутри, затем им даётся время на высыхание, и уже потом проводится оштукатуривание специальной «дышащей» строительной смесью «Бирсс», состав которой близок к извести. Первым отремонтировали главный придел (большой зал), потом приступили к трапезной части (Никольский придел), но вскоре работы там пришлось остановить – влажность стен оставалась повышенной.
Комиссия экспертов провела обследование и выявила источники проблемы: большой ошибкой было бетонирование пола внутри храма, а также асфальтирование прихрамовой территории с последующей укладкой сверху брусчатки. Из-за особенностей рельефа земельного участка дождевые и талые воды стекали со всех сторон к зданию, ещё сильнее повышая влажность стен. Специалисты по реставрации разработали проект вертикальной планировки, изменяющей уклон участка в нужную сторону, также требовалось переделать отмостку храма с цементной на «дышащую», сделать дренажи к стенам храма, снять асфальтовое покрытие и брусчатку. Для реализации этого проекта пришлось снести все приходские постройки. Иного выхода, к сожалению, не было чисто технически. Зато эффективность нового водоотведения мы увидели практически сразу: стены трапезной части, наконец, просохли, и работы возобновились.
Многих беспокоит, что стены в храме покрываются копотью. Эксперты выявили причину и этой проблемы – отсутствие надлежащей системы проветривания (вентиляции) в храме. Большой ошибкой была установка пластиковых евроокон, препятствующих естественной вытяжке дыма от свечей и кадила. Проект реставрации предполагает установку в Никольском приделе системы принудительной вентиляции (вытяжки). Как стало видно сейчас, после снятия штукатурки, ранее в потолке имелись отверстия для вентиляции, которые в последующем заложили, хотя на крыше храма каналы сохранились. Современные вентиляционные системы предполагают как приточку воздуха, так и вытяжку, что отчасти решит проблему копоти, оседающей на стенах храма.
Добавлю, что сейчас разрабатываются проект и смета строительства рядом с собором нового двухэтажного здания, где разместятся воскресная школа, крестильня, трапезная, приходская библиотека и подсобные помещения. Что касается благоустройства прихрамовой территории, то оно осуществляется в рамках регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» нацпроекта «Жильё и городская среда», в который Покровский кафедральный собор был включён благодаря содействию губернатора А.И. Бочарова. Все работы организуются городской администрацией, и контролирует их лично Андрей Иванович. С участка снято старое покрытие, уложена тротуарная плитка, устроена автостоянка. Идёт установка фонарей, скамеек, весной высадят деревья и разные декоративные растения. В итоге получится парковая зона площадью 2,2 тысячи квадратных метров.
3) О том, что касается внутренней росписи храма.
В первую очередь, хотелось бы прояснить важный момент: стены храма украшали не старинные фрески, а художественная роспись, сделанная во второй половине ХХ века. Как известно, с момента освящения Покровского храма в нём была только одна икона, писанная по штукатурке по правилам иконописи, – Знамение Пресвятой Богородицы (та, что находится в Никольском приделе над аркой, ведущей в центральную часть храма). Иконостасы периодически заменялись на новые. Стена над Царскими вратами была расписана иконописцами в 1960-е годы, в Никольском приделе были наклеены на потолках холсты с изображением двунадесятых праздников, также выполненные иконописцами, а стены вокруг них, как и внутренние стены центральной части храма, расписывали уже в 90-е годы местные художники. Причём изображения они нанесли обычной масляной краской, чего категорически нельзя делать: вместе с цементной штукатуркой она окончательно заблокировала доступ воздуха к кирпичной кладке, усугубив проблему повышенной влажности. Кроме того, поскольку стены расписывали люди, не знакомые с иконописными канонами, изображения содержали грубые ошибки.
Сейчас всё это (кроме старинной иконы-фрески «Знамение») сбито вместе со штукатуркой. Когда ремонтно-восстановительные работы завершатся, стены и потолки, по мере появления средств, конечно же, будут расписаны заново, уже по всем каноническим и технологическим правилам. Добавлю, что этот процесс тоже не быстрый. Поскольку Покровский собор является кафедральным, сначала необходимо разработать проект настенной росписи, а потом согласовать его с Экспертным советом по церковному искусству, архитектуре и реставрации. Так было и с новым иконостасом: прежде, чем изготовить его, мы представляли эскизный проект на утверждение экспертам Московской Патриархии. Это требует дополнительных сил, средств и времени, но зато мы страхуем себя от возможных ошибок.
Конечно, в настоящее время, как вы пишите, «ремонт похож на разорение». Всё так и есть. Но, во-первых, этот ремонт впервые за всю историю Покровского храма делается под наблюдением специалистов и по утверждённому проекту реставрации. А, во-вторых, он ещё далеко не завершён, поэтому оценивать его результат пока рано. Добавлю, что по окончании работ все иконы будут возвращены в храм и установлены на свои привычные места.
В завершение отмечу, что, на самом деле, обо всех этих и прочих ремонтных работах прихожане Покровского собора постоянно оповещаются на приходских собраниях или встречах-беседах после воскресной Божественной литургии. Призываю к тому, чтобы вместе и грамотно сохранять то, что нам передали предки: как чудотворный образ, так и храм.
Протоиерей Борис Ермаков, ответственный за финансово-хозяйственную деятельность Урюпинской епархии
(419)