«Разбойника благоразумнаго, во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене Древом Крестным просвети»
Вечером 5 апреля в канун Великого пятка, Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил утреню Великой Пятницы с чтением 12-и Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.
Его Преосвященству сослужили: ключарь Покровского собора иерей Андрей Кончагин, иерей Рустик Бизин, иерей Кирилл Щеголев, диакон Сергий Козлов.
В Алтаре за богослужением молился иерей Петр Лагутин.
Перед началом богослужения в центре храма было установлено Распятие.
Богослужебные песнопения Великой пятницы исполнил хор Покровского собора под управлением И. Свиридовой.
Церковная традиция чтения Страстных евангелий в великий четверг очень древняя – о ней можно найти упоминание в трудах Иоанна Златоуста. Верующие в храме внимали Евангельским повествованиям с горящими свечами в руках, молитвенно повторяя: «Слава долготерпению Твоему Господи!»
Утреня Великой пятницы – это очень торжественное и в то же время скорбное богослужение, которое совершается раз в год – в вечер Великого четверга. Главная особенность этого богослужения – чтение двенадцати евангельских фрагментов, повествующих о страданиях Спасителя.
Между чтениями Евангелия звучали умилительные антифоны и стихиры, подчеркивающие подвиг Христа и значение Его Искупительной Жертвы за грехи мира.
По окончании богослужения владыка Елисей преподал всем свое архипастырское благословение.
На утреннем Богослужении в Великую Пятницу Церковь торжественно произносит благовестие о страданиях и смерти Богочеловека, разделенное на 12 чтений Евангельских, называемых страстными Евангелиями.Чтение 12 Евангелий в Великую Пятницу взяло начало свое от предания Апостольского. О чтении 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу упоминает святитель Иоанн Златоуст. Он говорит: «Иудеи нападают с неистовством на Иисуса Христа, и сами по себе мучают Его, связывают, отводят, делаются виновниками обид, нанесенных воинами, пригвождают ко кресту, укоряют, насмехаются. Пилат здесь ничего не присоединял со своей стороны: они сами все делают. И сие у нас прочитывается, когда бываем все в собрании, дабы не сказали нам язычники: вы показываете народу только блистательное и славное, например знамения и чудеса, а позорное скрываете. Благодать Святого Духа так устроила, что все сие прочитывается у нас во всенародный праздник, – именно в Великий Четверг Пасхи (то есть в Пятницу Страстной Седмицы), когда мужчины и женщины предстоят в великом множестве, когда стекается целая вселенная, тогда-то проповедуется сие громким гласом; и при таком-то всенародном чтении и проповедании мы веруем, что Христос есть Бог». «Ныне все мы, – говорил святой Иоанн Дамаскин в Великий Пяток, – собрались послушать о кресте, наполняем Церковь, тесним друг друга, потеем и изнуряем себя».
Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: «Слава долготерпению Твоему, Господи». Действительно, долготерпение Его было чрезвычайно, страдания страшны. По словам Церкви и святителя Иоанна Златоуста, во время страшных и спасительных страданий Господа каждый член святой плоти Его «претерпел бесчестие нас ради: глава от тернового венца и трости; лицо от ударов и заплеваний; ланиты от заушений; уста от поднесения уксуса, смешенного с желчию; уши от хулений злочестивых; плечи от биения; десница от трости, которую дали держать Ему вместо скипетра; руки и ноги от гвоздей; ребра от копия; все тело от обнажения, бичевания, одеяния хламидою, притворного поклонения и распятия на кресте».
Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный: копием прободеся Сын Девы. Покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе: покланяемся Страстем Твоим, Христе, покажи нам и славное Твое Воскресение.
(14)