22 апреля в субботу Светлой седмицы, Епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил Божественную литургию в храме Успения Божией Матери в ст. Арчединская, Михайловского района.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Михайловского округа иерей Алексий Шамов, настоятель храма игумен Петр (Ковалев), диакон Лев Сергеев.
За праздничным богослужением молились настоятельница Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря игуменья Георгия Боровик с сестрами обители.
Богослужебные песнопения исполнил хор Усть-Медведицкого Спасо-Преображенского женского монастыря г. Срафимовича.
За богослужением архипастырь взнес молитву о мире на Украине.
По заамвонной молитве Владыка Елисей прочитал молитву на раздробление артоса, который во всю Светлую Седмицу, как символ Воскресшего Христа, пребывал на аналое напротив Царских врат алтаря.
Артос раздробили и в конце литургии при целовании креста раздали прихожанам.
Затем владыка Елисей поздравил присутствующих со светлым праздником Пасхи и обратился к ним с архипастырским словом.
Слово артос (по-гречески квасной хлеб) означает общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе — просфора всецелая.
Артос в продолжение всей Светлой Седмицы занимает в храме самое видное место вместе с образом Воскресения Господня и в заключении пасхальных торжеств раздается верующим.
Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе — они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Собираясь на общую молитву, они вспоминали Тайную Вечерю и причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб. Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб как видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.
На артосе изображается Воскресение Христово либо крест, на котором виден только терновый венец, но нет распятого Христа, — как знамение победы Христовой над смертью.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на литургии после заамвонной молитвы. На солее против царских врат на уготованном столе полагают артос. После каждения вокруг стола с артосом священник читает особую молитву, после чего трижды окропляет артос святой водой со словами «Благословляется и освящается артос сей окроплением воды сея священныя во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
Освященный артос ставят на солее пред образом Спасителя, где он лежит в течение всей Святой седмицы. Во все дни Светлой седмицы по окончании литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы в конце литургии священник произносит особую молитву, во время чтения которой артос раздробляется, а при целовании креста раздается народу как святыня.
(37)