В воскресенье 20 марта, в читальном зале Библиотечно–информационного центра г. Фролово состоялась встреча со священником Аркадием Власовым, на которую с удовольствием пришли те, кто уже не понаслышке знает о способности батюшки рассказать необычно о самом обычном на первый взгляд предмете, и те, кто просто случайно зашел «на огонек» или по приглашению знакомых. Как бы то ни было, аудитория собралась разная, но люди все неравнодушные и интересующиеся всем, что приближает человека к самому себе.
На этот раз тем для беседы было две, одна из которых – знаменитый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» с точки зрения христианства.
Михаил Афанасьевич в ранних своих произведениях проявляет себя, как приверженец христианских ценностей (например, в романе «Белая гвардия»). Однако с какого-то времени сознание писателя влечёт действие в мире дьявола. Впервые он касается этой темы в сатирической повести «Дьяволиада» (1924), но ещё косвенно. А вот литературный шедевр писателя, — «Мастер и Маргарита» — это уже серьезная заявка на правдоподобие.
В своем романе, по мнению батюшки, писатель, призвав на помощь весь свой художественный дар, заставляет поверить читателя в то, что настоящая истина содержится именно в его тексте о Понтии Пилате и Иешуа, а не в Святом Писании. Иешуа Га-Ноцри противопоставляется личности Иисуса, и совершенно отличается от него на всех уровнях: сакральном, философском, духовном, человеческом. Во всем сюжете повествования прослеживается полное отрицание Нового Завета.
Главный персонаж романа – довольно симпатичный, притягательный Воланд – сатана. В эпиграфе к произведению приводятся слова из Фауста Гете: «Я часть той силы, что вечно хочет зла и совершает благо». В рецензиях на произведение Булгакова можно найти слова, подтверждающие, что Воланда не считают в романе воплощением зла, даже наоборот. Только, по мнению отца Аркадия, в этом и заключается хитрость и коварство зла, потому что дьявол — лжец, отец лжи и верить ему нельзя, даже если он прикрывает свои злые дела добрыми помыслами.
В отличие от общепринятого мнения, отец Аркадий, говорит нам, что роман Булгакова – это не история любви, потому что, всего 1,5% текста отводятся в большом романе для Мастера и Маргариты. Весь роман посвящен сатане и уже с самых первых строк, на Патриарших прудах происходит подготовка к балу сатаны – так называемой антилитургии (черной мессе»). Берлиоз приносится в жертву, а на самом балу восстает из пепла роман Мастера, ведь на настоящей литургии принято читать Евангелие, а в романе Булгакова все поставлено с ног на голову и именно роман, с искажённой историей Нового Завета заменяет его.
В своем складном повествовании отец Аркадий раскрывает характеры обоих любовников, сказав о том, что ни о какой любви не может идти речь, приводя слова самого Булгакова: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» Как не похожа эта любовь на долготерпящую и прощающую, не бесчинствующую, не раздражающуюся… и как часто люди принимают разрушительную страсть за созидающую и настоящую любовь…
В духовном вакууме, в пустоте души всегда заведется что-то нечистое, потому что демон с легкостью может захватить пустую, скучающую душу, как это случилось с Маргаритой, говорит нам отец Аркадий.
А мы еще раз перечитаем «Мастера и Маргариту» и попробуем самостоятельно разобраться в том, что хотел донести до нас писатель и в собственных чувствах.
В конце мероприятия батюшка рассказал о своем «детище»: периодическом издании «Избери жизнь». Ведь в это году исполнилось 10 лет со времени ее первой публикации. Читатели получили по свежему номеру газеты, посмотрели новейшие православные издания и получили много новой и интересной информации.
Киреева Р. Р.
г.Фролово
(17)