За праздничным воскресным богослужением в 1-ю неделю Великого поста, Торжества Православия в Покровском кафедральном соборе молитвенно помянули усопших рабов Божиих, трагически под Ростовом-на-Дону в крушении самолета погибших.
20 марта 2016 года, в 1-ю неделю, Великого поста, Торжество Православия, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, совершил Божественную литургию свт. Василия Великого и молебное пение на Торжество Православия в Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска.
Его Преосвященству сослужили: иерей Кирилл Щеголев, иерей Андрей Кончагин, диакон Сергий Козлов.
За богослужением архипастырь вознес молитву о мире на Украине, заупокойное поминовение о упокоении душ усопших рабов Божиих, трагически под Ростовом-на-Дону в крушении самолета погибших.
Жители города Урюпинска Ирина и Николай Карпенко погибли при крушении самолета в Ростове 19 марта.
Проповедь перед святым причастием произнес иерей Андрей Кончагин.
По окончании Литургии Преосвященный владыка возглавил чин Торжества Православия, после чего поздравил верующих с сегодняшним праздником.
В частности, архипастырь поздравил всех присутствующих с Торжеством Православия, объяснив значение и историю установления этого праздника, а также пожелал всем молитвенного прохождения Великого поста, укрепления душевных сил чтением Слова Божия, покаянной молитвы и утверждения веры.
***(История праздника)
Торжество Православия совершается в первую Неделю (воскресенье) Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX в., в память окончательной победы над врагами православия – иконоборцами.
Учение о почитании икон, основанное на св. писании и утвержденное обычаем первых христиан, до VIII в. оставалось неприкосновенным. Но иконоборческая ересь, появившаяся в самой Греции, распространилась по многим странам. Церковь Божия подверглась гонению, большему чем от язычников. Более 100 лет лились слезы и невинная кровь истинно православных, которые боролись за право изображать на иконах Господа Нашего Иисуса Христа, Божию Матерь и святых, а также молиться им перед иконами. Этих православных заключали в темницы, подвергали мучениям и казням. Честные иконы и мощи святых сжигались.
После VII Вселенского Собора (787 г.), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. были освобождены из темниц и заточения иконопочитатели и возвращены на прежние должности, а иконоборцам предложено было или оставить свое заблуждение, или прекратить церковное служение. Христолюбивая царица Феодора объявила: “Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!”
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий, установил тогда же особое праздничное богослужение. Православие было торжественно восстановлено на службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста, которое пришлось в 843 г. на 19 февраля. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия. В XII и XIV вв. эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства.
Эта служба представляет собой торжество церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов. Благославляются не только иконопочитатели, но и все живущие и отошедшие ко Господу в вере и благочестии отцев. Особое место в этой службе занимает чин анафематствования. Анафема – провозглашается соборно не только иконоборцам, но всем, кто совершил тяжкие прегрешения перед Церковью.
На Руси чин Православия введен в XIV веке.
(25)