4 октября в неделю 18-ю по пятидесятнице, Отдание праздника Воздвижения Креста Господня и день памяти Свт. Димитрия митр. Ростовского, епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил Божественную литургию в храме Воскресения Христова в г. Серафимовиче.
Его Преосвященству сослужили: благочинный Кумылженского округа протоиерей Андрей Шарыгин, настоятель храма протоиерей Александр Кулькин, диакон Михаил Макаров.
За богослужением Владыка Елисей вознес молитву о мире на Украине.
Проповедь на евангельское чтение перед святым причастием произнес благочинный Кумылженского округа протоиерей Андрей Шарыгин.
По заамвонной молитве священнослужители совершили поклонение Кресту Господню после чего Честное Древо Креста Господня было с благоговением внесено в алтарь и положено на Святой престол.
По окончании богослужения был совершен молебен о бездождии.
В завершении богослужения Владыка Елисей обратился с архипастырским словом:
Проповедь архипастырь посвятил евангельскому чтению, звучавшему за богослужением: «Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: «Государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу». Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: «Отдай мне, что́ должен». Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: «Потерпи на мне, и всё отдам тебе». Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: «Злой раб! Весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя?» И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф., 77 зач., XVIII, 23-35).
По словам владыки, эта евангельская история учит нас состраданию. «Это качество должно быть главным в христианских отношениях, своеобразным лекарством для тех, кто озлобляется в своих грехах. Пребывая в состоянии злопамятства, в обиде, человек добровольно отрекается от милости Божией, и «отцом» его становится уже не Господь, но диавол. Именно сострадания достойны те, кто творит зло, можно и нужно пожалеть их: они же несчастны! Что происходит в их сердцах!?» — сказал Владыка Елисей.
Владыка напомнил, что главным образом милость Бога явилась в Его нисхождении к людям, вочеловечении, добровольном Страдании на Кресте за род человеческий: «Сегодня отдание праздника Крестовоздвижения, мы кланялись Кресту. Следует всегда преклоняться и молиться перед этим символом все-милосердия Божия».
Увенчалась проповедь Владыки Елисея размышлениями о том, как избавиться от черствости сердечной. «Старец Паисий Афонский писал, что для стяжания теплой молитвы, надо принять страдания, болезни и скорби окружающих в свою душу, посочувствовать им. Одно такое глубокое воздыхание способно раскрыть сердце, перевернуть его. Пусть вместо холодного и безжизненного оно станет живым, сострадательным, чувственным. Не правда ли, что каждый из нас хочет видеть именно таких ближних? Всем бы хотелось жить среди живых людей, способных сорадоваться, сопереживать, помогать нам хотя бы словом, мыслью или взглядом. Христианская вера учит нас избегать состояния окамененного нечувствия, — сказал владыка. — Установка христианства, если человек принимает его всем сердцем, заключается в том, чтобы быть как дети — радоваться тысячам мелочей, в которых является милосердие Божие, сострадать ближним, забывать зло и отстраняться от лукавых законов мира сего. Я желаю нам всем такого внутреннего духовного преображения».
(21)