ЕПАРХИАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

21 августа 2015 года в храме прп. Сергия Радонежского города Урюпинска прошло епархиальное собрание духовенства. Собрание открыл Преосвященный Елисей, епископ Урюпинский и Новоаннинский. Он предложил собравшимся апостольское и евангельское чтения дня, и поделился своими мыслями. В этот день в храмах читается поучения Господа ученикам о посте (Мк. 2:18-22). В связи с этим епископ напомнил о смысле продолжающегося Успенского поста.

Подготовка к новому учебному году

В повестке дня собрания первым и главным вопросом была подготовка к началу учебного года в школах. Но прежде, епископ вручил награды: духовник Урюпинской епархии игумен Герасим (Александров), протоиерей Александр Щичко, протоиерей Вадим Слугин и протоиерей Максим Перевертайло были удостоены юбилейных медалей в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. После поздравления награжденных архиерей предоставил слово руководителю епархиального отдела образования и катехизации протоиерею Константину Зелинскому.

Ввиду важности выступления о. Константина, приведем его основные положения:

«Приближается новый учебный год, и уже в ближайшее время будут проходить августовские педсоветы, праздники Дня знаний в школах. Начинают свою работу и наши воскресные школы. В связи с этим у нас немало проблем, которые необходимо решить. Духовенству нужно выступить выступления на августовских совещаниях педагогов, поздравить школьников первого сентября

Августовские педсоветы — это масштабные районные форумы учителей. В этом году августовский педсовет посвящен теме: «От качества образовательных условий к качеству образовательных результатов». Тема хороша и интересная. Но что делать нам? Мы, конечно же можем благословить, пожелать всяческих успехов, сил и терпения. Но главное – это воспитание человека. Этому аспекту уделяется мало внимания. Хотел бы предложить вам текст выступления, который можно произнести на августовской конференции.

Дорогие учителя. Мне бы хотелось поздравить каждого из Вас с началом нового учебного года. И пожелать Вам Божьего благословения на Ваши труды, пожелать терпения и творческих успехов.

Сегодня у вас праздник, а завтра – будни. Но от этих будней зависит наше будущее. Нам порой кажется, что мы ничего не можем сделать: разве можем мы переломить ход истории и многое ли от нас зависит? Но вода камень точит, и помаленьку мы продвигаемся вперед. Нередко мы жалуемся на трудности жизни, но жизнь во многом мы строим с вами сами. И что мы даем детям, то они и получают, тем они и становятся. Название темы конференции весьма хорошее — нам действительно нужны образованные люди. А потому от созидания педагогических условий мы должны двигаться к образовательным результатам. К сожалению, во многих случаях, образование сводят к обучению, к подаче и усвоению знаний, что явно не достаточно. Нередко теряется важнейший аспект – ВОСПИТАНИЕ. Главное: каким человек станет Человеком. Если эта проблема будет упущена, то грош цена всем нашим потугам и знаниям, результатам по ЕГЭ и ГИА. Согласитесь, что человек, получивший высшее образование, далеко не всегда имеет высшее воспитание. Порой воспитание находится на уровне весьма начальном: подвержен страстям: гордыня и ненависть преобладают в нем. Цинизм и презрение к людям. Нет у человека ни чувства святыни, ни чувства человека, он перестал стыдиться. По сути, основные качества человека человек теряет. И это беда и проблема. Если мы со всей серьезностью не обратим внимание на воспитание, то немалые слезы прольем не только мы, но и наши дети и внуки. Кризис человека налицо. Потерян образ человека, потерян идеал человека.

Что мы можем предложить: приобщайтесь к культуре нашего Отечества, к Православной культуре. Ведь она буквально разлита в текстах литературы и истории. По сути, без понимания православной культуры, мы в глубине не сможем понять и открыть мир Толстого, Достоевского, Тютчева, Пушкина. Ведь что-то важное из тех дальних времен говорят сии великие писатели.

Мы можем организовать семинары по изучению нашей культуры, в епархии организуются различные конкурсы, которые помогут нам совершенствоваться в направлении постижения культуры. Один из таких конкурсов – конкурс, который проводится одновременно и Министерством образования РФ и Патриархией. Конкурс называется «За нравственный подвиг учителя». В конкурсе могут принимать участие и педагоги. 

 

То, что касается выступления в школах 1 сентября, то здесь ситуация сложнее. Во-первых, на выступление дается минимум времени, во-вторых, сами дети почти ничего не слушают. Но напутственное слово надо произнести и оно должно дойти до самого сердца и заставить ребенка думать. Поэтому в слове, чтобы завладеть вниманием, может быть краткая сказка, притча. Советую, там, где возможно, сделать какие-то подарки, например первоклассникам, или десятиклассникам. Это могут быть ручки, краски, альбомы, карандаши, тетрадки, а в тетрадках можно написать какое-либо пожелание.

 

«Друзья! Вот и наступило 1 сентября. Вход в школу и к знаниям открыт. Вам сейчас желали сил, терпения, удачи, успехов, радости. А я вам пожелаю иметь побольше трудностей, препятствий. Преодолевая препятствия, человек познает мир, человек закаляется в трудностях. Чтобы стать чемпионом, спортсмен много тренируется, чтобы стать ученым, человек много учится. Легких путей нет. Однажды, в давние и давние времена, одному человеку на голову упало яблоко. И этот человек открыл закон всемирного тяготения. А другому человеку яблоко тоже упало на голову и он лишь его съел и даже на небо не взглянул. Чтобы стать человеком с красивой душой, человек много трудится над душой, чтобы из его сердца проистекала доброта, радость, любовь. Чтобы быть по-настоящему добрым, надо немало потрудиться. «Как-то плыла одна щепка против течения. А другие щепки, плывущие вниз, все удивлялись. И чего тебе не живется спокойно и легко. Делай как мы и все! Куда все так стремишься? И отвечала первая щепка: Я стремлюсь к истоку. Так и человек должен стремиться к истоку, т.е. сердце его должно быть устремлено к Богу». Главная цель – это быть Человеком с красивой душой». Многое нам мешает быть человеком с красивой душой: лень, гордыня, хвастовство, обман. Побеждайте себя, ищите истину, будьте добры к человеку, созидайте красоту. Будьте Человеками. Тогда и счастья будет с вами. Божье благословение да пребудет с каждым из вас!»

 

Сложная обстановка с воскресными школами

Что касается воскресных школ, то в этом направлении улучшений нет. Все весьма плачевно: детей обучается мало и в основном это учащиеся младшего школьного возраста. Как только начинается пубертатный период у детей, они бросают наши школы (имеющиеся исключения лишь подтверждают правила). Результаты работы школ никакие. За редким исключением учащиеся не обретают подлинной веры. Учащимся просто на просто неинтересно учиться в наших воскресных школах. Ведь по сути из одной школы, общеобразовательной, они идут в другую. И опять тоже занудство: надо запоминать, зубрить, понимать. Не спасают положение воскресных школ и разнообразные кружки типа художественных (рисование, бисер). Серьезная проблема имеется с кадрами — с учителями, которые преподают в воскресных школах. Попытки заняться развлечением детей, чтобы им было интересно (мероприятия, игры) результата не приносят. Я понимаю, что у нас имеются те или иные программы, учебники. Сейчас обилие материала можно найти в Интернете. Но и это не спасает нас. Евангельское слово тормозится в своем исходном пункте: катехизис требует от ребенка знакомства с такими понятиями, постигнуть которые он не способен. Эйнштейн сказал, что если ученый не может  объяснить пятилетнему ребенку за пять минут чем он занимается, то это не ученый, а проходимец. Возможно, это все утрировано. Но все же — могут ли в двух словах наши детки сказать о том, в чем смысл нашей веры, какова суть Евангелия? По сути все может быт сведено к следующему: Бог сотворил мир, человек согрешил, отпал от Бога, исказил себя и Господь послал Сына своего, Господа Иисуса Христа, спасти мир, спасти человека. При Понтийском Пилате Христос был распят. Но Он воскрес, живет и поныне и по-прежнему живы Его слова, сказанные Им. Два Его слова действенны и ныне. Надо, чтобы дети испытали их действенность: это слово, отпускающие грехи, и то слово, которое освящает преломление Хлеба. Присутствие Христа проявляется в трех основных формах: Хлебе Жизни, к которому мы приобщаемся; в состоянии благодати; и наконец, Христос обещал, что пребудет среди нас всегда, когда мы соберемся вдвоем или втроем, чтобы молиться к нему. Давайте не будем забывать, что школа у нас Православная.  Православие, значит правильно славящая. Учим ли мы детей именно правильно славить? На каких путях и в каких действиях происходит правильное славление? Ведь можно стоять в храме и одновременно быть вне его. Какова суть Православной веры: любовь к Богу и любовь к ближнему. Учим ли мы именно этой любви? Одним словом, без серьезного изменения работы воскресной школы, нам никогда не выйти из кризиса.

В связи с таким положением есть некоторые предложения.

  • Во-первых, и данное положение не обсуждается. Создана комиссия для проверки работы воскресных школ. Суть проверок не задавить, а разобраться в работе каждой конкретной школы и оказать методическую помощь.
  • Во-вторых, на епархиальных рождественских чтениях будет работать секция воскресных школ.
  • В-третьих, имеется возможность пройти 36-часовые курсы при волгоградской Академии постдипломного образования. Курсы направлены на работу воскресных школ, конечно, они платные.
  • В-четвертых, это приглашение руководителя отдела для оказания методической помощи на местах.

Чего еще не хватает в воскресных школах: информационных стендов. Жители населенных пунктов часто не знают, что в поселке, в хуторе, в городе имеется воскресная школа. Школа не презентуется, не презентуются ее дела, чем она занимается. Презентация может быть на стендах, в СМИ, в выступлениях на конференциях, на проводимых экскурсиях. Учащиеся воскресных школ должны быть вовлечены в интересную, совместную со взрослыми значимую работу: исследование, проектную, музейную, краеведческую, театральную. К слову сказать, театр нередко лишь профанирует нашу работу. Поставили маленький спектакль к Рождеству или к Пасхе, и забыли. Но дети должны выступать со спектаклями и выступать много, т.е. своеобразно миссионерствовать. А сами учителя должны быть вовлечены в исследовательскую и проектную деятельность.

Необходимо сказать, что каждый год по всей стране проводится конкурс «За нравственный подвиг учителя». В этом году митрополит Меркурий отметил, что в конкурсе должны участвовать и учителя общеобразовательных школ, и учителя школ воскресных. Это могут быть исследовательские работы, разработки уроков, мероприятий. 1-й этап этого конкурса будет проходит непосредственно в епархии, а вот второй – это уже межрегиональный уровень (в какой-то из областей Южного Федерального округа). Положение будет разослано. Кстати, об этом конкурсе можно объявить и  на августовском педсовете, как и еще об одном конкурсе «Красота Божьего мира». Светские школы участвуют в конкурсах – это хорошо. Однако почему-то не участвовали воскресные школы и не предоставили своих работ. Ведь главное не победа, главное участие отношение: ребенок рисует, что-то делает, к чему-то приобщается.

 

Подготовка к Рождественским чтениям

Темой Рождественских чтений 2016 года будет: «Традиция и новация: культура, общество, личность». В этот раз предполагается участие не только образовательных учреждений, но также широкой общественности: социального отдела, казачества, секции по работе с молодежью и т.д. Прошу руководителей отделов предоставить тематику и пожелания по участию в работе конференции с возможным приглашением представителей синодальных отделов. По идеи должны быть организованы секции по работе тех иных отделов. Более того, в рамках чтений могут быть организованы те или иные местные конференции. Намечаются следующие конкурсы: нравственный подвиг учителя, конкурс чтецов церковно-славянских текстов, возможно конкурс театральных постановок или так называемых агитбригад, лучшая исследовательская детская работа или лучшее сочинение, фоторепортаж, возможно организация конкурса на проведение лучшего урока и т.д. Все положения будут присланы по электронной почте.

Нельзя забывать и катехизации приходящих к нам в храмы людей. Будет поведено анкетирование тех людей, которые проходят катехизацию. Суть анкетирования – выявление уровня понимания сути православной веры и крещения до катехизации. Важна чистота представленных ответов на анкеты».

 

После важного доклада о. Константина, участники собрания с интересом выслушали эмоциональное сообщение протоиерея Феодора Андрощука об окончании строительства и предстоящем открытии православной гимназии в городе Фролово.

 

Почитание мучеников за Православную веру

Епископ Елисей попросил выступить члена епархиальной комиссии по канонизации святых иерея Евгения Агеева и рассказать о почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отец Евгений напомнил имена пострадавших за Христа, которые связаны с нашей епархией. Прежде всего это священномученик Николай Попов, единственный прославленный на территории Волгоградской митрополии. В Волгограде готовится новая книга о святом, а в селе Староселье Михайловского района строится храм, посвященный его имени. Восточные районы нашей епархии до революции входили в Камышинский уезд Саратовской губернии. Саратовскую епархию в 1903-1912 годах возглавлял священномученик Гермоген (Долганёв), он регулярно объезжал храмы епархии в пределах современных Ольховского, Жирновского, Руднянского и части Еланского районов. Память священномученика Гермогена празднуется 16 июля и 20 августа (29 июля и 2 сентября по новому стилю). Есть данные о том, что с Краишевским монастырем была связана юность преподобномученицы Софии (Селиверстовой), расстрелянной в подмосковном Бутово. Ее память 15 февраля (28 февраля по новому стилю). Священномученик Виктор (Островидов), епископ Глазовский, викарий Вятской епархии, родился и вырос в Камышинском уезде, учился в Камышинском духовном училище, его братья служили в разных селах Камышинского округа и также были расстреляны. Епископ Елисей также напомнил о преподобномученике Льве (Егорове), одном из основателей Александро-Невского братства. Молитвенная комната в его имя освящена в Ольховском районе. Кроме того, во многих новых антиминсах помещены святые мощи свщмч. Владимира Четверина из Саранской епархии (его жизнеописание помещается в газете).

Далее священник рассказал о различных формах почитания новомучениках: богослужениях, проповедях, беседах. Он поделился опытом фроловского Богоявленского прихода, где еженедельно жития новомучеников помещаются на приходском стенде. Почитая прославленных новомучеников, нужно помнить и обо всех репрессированных за принадлежность к Церкви. Он напомнил про помянник, изданный в 2011 году. Оказалось, что многие священники поминают имена расстрелянных на проскомидии. Прозвучали просьбы дополнить помянник. Отец Евгений пообещал это сделать и посоветовал совершать в дни памяти репрессированных панихиды и рассказывать прихожанам о наших предках, пострадавших за веру.

В заключение собрания Преосвященный епископ Елисей призвал священников лучше готовиться к проповедям, а для этого необходимо читать больше духовной литературы. Преосвященный архипастырь пожелал всем священнослужителям Божией помощи в их нелегких трудах.

(403)

Перейти к верхней панели