В 102-ю годовщину начала «расказачивания»

Сегодня, в 102-ю годовщину начала геноцида казаков, в Урюпинской епархии молитвенно помянули жертв бесчеловечного решения советской власти о применении политики «расказачивания».

По окончании Божественной литургии в Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей совершил в сослужении городского духовенства заупокойную литию «о мучениках и исповедниках казачества, в годину гонений за веру православную и Отечество Российское от властей безбожных убиенных». За богослужением молились как местные казаки во главе с атаманами Д.В. Пополитовым (СКО «Станица Урюпинская») и В.В. Скабелиным (Донское войско «Союза казаков России»), так и гости из соседних районов и областей, приехавшие помянуть своих предков, расстрелянных в станице Урюпинской, бывшей в то время окружным центром.

Обращаясь к собравшимся в храме с архипастырским словом, Его Преосвященство особое внимание уделил важности возрождения казачества не только в его внешней атрибутике, но, самое главное, во внутреннем, смысловом содержании:

– Наши предки-казаки были людьми, просвещёнными светом Евангельской истины. И образ жизни у них был соответствующий. Они старались жить по правде и всегда держать данное слово, потому что знали: за каждое своё деяние придётся отвечать и перед людьми, и перед Богом. Они не боялись друг друга, как мы сейчас, а были открыты к взаимопомощи. А ещё они были готовы в любой момент с оружием в руках встать на защиту своего Отечества и своей малой родины. Вот эти-то их качества больше всего и не понравились большевистской власти. И если поначалу преследовали только казаков, поддержавших «белое» движение, то вскоре уже начались гонения на всех, кто называл себя казаком. То есть людей мучили и уничтожали именно с целью искоренить их образ жизни. Я благодарю всех, кто сейчас прикладывает усилия к возрождению нашего донского казачества. К сожалению, поначалу это движение пошло по не совсем верному пути, сосредоточившись только на фольклоре. Слава Богу, со временем пришло понимание, что одного лишь знания казачьих песен и ношения казачьей одежды недостаточно. По-настоящему возродить казачество можно, лишь возродив образ жизни казаков – людей, просвещённых верой Христовой, защитников Родины. Сейчас здесь, в храме, я вижу лишь казаков уже поживших, умудрённых опытом. А где же те, кто придут вам на смену? Их не будет, если мы не будем их готовить и воспитывать. Посудите сами: на территории Урюпинской епархии есть всего шесть школ с казачьим компонентом в образовании. Но в исконно казачьем краю такой компонент должен быть в каждой школе! И я призываю вас, дорогие атаманы и братья-казаки, особенно облечённых властью, приложить все усилия к внедрению такой практики. Помнить и почитать своих предков очень важно, но недостаточно, нужно ещё и смотреть в будущее, созидать его.

Затем духовенство во главе с правящим архиереем и казаки проследовали к поклонному кресту на месте массовых расстрелов казаков, где была также отслужена заупокойная лития и состоялось возложение венков. Завершилось поминовение в сквере Павших борцов молитвой и возложением цветов у памятного знака, установленного в столетнюю годовщину начала расказачивания.

Т. НОВИКОВА, пресс-служба Урюпинской епархии

Справка:
Великая драма жителей России после Октябрьского переворота 1917 года складывалась из больших и малых трагедий отдельных народов, сословий, социальных слоев, групп. В этом ряду одно из центральных мест в российской истории занимает трагедия русского казачества и связанная с ним цепь событий, известных нам как «расказачивание».

Распространенное 24 января 1919 г. циркулярное письмо Оргбюро ЦК РКП (б) нацеливало местные органы Советской власти на оказание доверия в казачьих областях только иногородним и требовало репрессий по отношению к вовлеченному в борьбу с большевиками казачеству. «Необходимо, учитывая опыт гражданской войны с казачеством, признать единственно правильным самую беспощадную борьбу со всеми верхами казачества путем поголовного их истребления. Никакие компромиссы, никакая половинчатость пути недопустимы…», – было изложено в циркулярном письме.

Несмотря на его формальную отмену через 3 месяца, в регионах движение борьбы с казачеством не ослабевало. Подхватившие это распоряжение руководители были готовы идти еще дальше — через «отмену лампас» и упразднение станиц, вплоть до самых крайних мер. Начался самый сложный период в отечественной истории, когда в годы братоубийственной гражданской войны значительная часть русского казачества была подвергнута жестоким репрессиям и изгнанию из России. По некоторым оценкам историков, от 500 тысяч до 2 миллионов казаков погибли, до 500 тысяч – вынуждены были эмигрировать.

(Источник: www.skvk.org/71699)

24 января в Богоявленском храме г. Фролово по окончании Божественной литургии иереем Евгением Агеевым, протоиереем Петром Пильгуевым и иереем Георгием Михайловым была отслужена панихида по невинно убиенным казакам и их семьям в годы геноцида казачьего народа.
В храме молились прихожане и казаки во главе с атаманом городского казачьего общества «Станица Фроловская» А.А. Ёлкиным. Богослужение прошло в торжественной обстановке. По окончании панихиды отец Евгений рассказал в проповеди о том, почему 24 января 1919 года стало трагической датой в судьбе казачьего народа. В этот день на Оргбюро ЦК РКП(б) было принято циркулярное письмо, подписанное Яковом Свердловым, которое определило политику новой власти по отношению к казакам, верой и правдой служившим Отечеству на протяжении не одного столетия. Беспощадный террор покатился большим колесом, сминая под собой Дон, Кубань, Терек… Никаких компромиссов и поголовное истребление казаков вместе с их станицами и православной верой.
«Господи, упокой всех казаков и казачек, души свои за Веру Православную, за народ казачий и Отечество жизнь свою положивших! Аминь!»

Казаки СКО «Новониколаевский юрт» вместе со своим атаманом С.Е. Цепляевым и окружным атаманом Ю.М. Горбуновым собрались сегодня на молитву в храме Архангела Михаила х. Алексиковского.
Панихиду по погибшим в годы репрессий казакам совершил настоятель прихода протоиерей Константин Зелинский. Затем все прошли к поклонному кресту, установленному на месте расстрела казаков (сейчас это часть прихрамовой территории), где была отслужена заупокойная лития и пропета «вечная память» погибшим.

24 января в Успенско-Никольском храме ст. Арчединской была отслужена панихида по всем погибшим в годы «расказачивания».
Помолиться об упокоении душ невинно убиенных казаков и казачек собрались казаки хуторского казачьего общества во главе с атаманом С.Ю. Кузнецовым, ребята из приходской учебно-воспитательной группы «Благодать» и другие постоянные прихожане. В своей проповеди по окончании богослужения настоятель игумен Пётр (Ковалёв) напомнил о событиях столетней давности и призвал всех хранить веру православную и пребывать в благодатном страхе Божием, дабы Господь вновь не попустил в наказание за наши грехи повторение подобной страшной беды, такого безумного братоубийства. Затем приход посетил атаман СКО «Михайловский юрт» С.В. Барышников, который обратился к станичникам с напутственным словом и разделил с ними поминальную трапезу.
И, как знамение победы жизни над смертью, сегодня в храме было также совершено Таинство Крещения дочки прихожан. Вместе с родителями и крестными радость этого замечательного события разделили все прихожане и юртовой атаман, которые не только почтили память предков, но и возблагодарили Господа за дарование новой жизни, увидев в этом добрый знак возрождения нашей веры и славного казачества.

24 января в храме Преображения Господня ст. Преображенской иереем Константином Кутеповым была отслужена панихида по безвинно убиенным казакам в годы геноцида казачьего народа. Казаки СКО «Преображенский юрт» во главе с атаманом Матасовым Г.Я. посетили храм, где почтили память усопших общей молитвой.

Атаманское правление ЮКО «Новоаннинское» организовало траурный митинг у мемориала в пер. Казачьем, панихиду по невинно убиенным в годы «красного» террора совершил клирик соборного храма свт. Феофана Затворника г. Новоаннинского протоиерей Геннадий Бураков.

Казаки СКО «Нехаевский юрт» (атаман — Никифоров Н.Н.) помолились о казаках, погибших от безбожной власти, в храме ап. и ев. Иоанна Богослова ст. Нехаевской, панихиду совершил иерей Кирилл Щёголев.

В г. Серафимовиче (до 1933 г. станица Усть-Медведицкая) по доброй устоявшейся традиции усть-медведицкие казаки во главе с председателем Совета стариков Усть-Медведицкого округа В. Н. Попадьиным и юртовым атаманом А. С. Дьяковым приняли участие в траурной панихиде, которую отслужил протоиерей Александр Кулькин в храме Воскресения Христова. Затем казаки поднялись на гору Пирамида к Поклонному кресту, примиривших белых и красных, и установленном в 2000 году по благословению и при участии владыки Германа — тогдашнего митрополита Волгоградского и Камышинского. Перед казаками выступили В. Н. Попадьин и А. С. Дьяков, к Кресту была возложена гирлянда, прогремел залп, минутой молчания казаки почтили память погибших предков. И все это наша история, какая бы она ни была. Но её надо знать и помнить…

Г.А. ВЫПРЯШКИН

Край донской, когда-то по этим степям раскинулись казачьи хутора и станицы. А песни вольного народа соперничали с трелями жаворонка в степи. Но сто лет назад по этому краю прошла коса смерти. Новые власти 24 января 1919 года издали указ о «расказачивании» казаков. Многовековую историю Войска Донского решили вычеркнуть из жизни новой России, да и само имя «казак» сделали синонимом врага. Эти страшные годы оставили глубокую рану в каждой семье потомков донских казаков, и она не затягивается. Казаки со скорбью поминают эти события, собираясь в храмах, молясь о упокоении всех казаков и казачек, пострадавших в эти трагические времена.

28 января, уже по традиции, казаки Михайловского юрта во главе с атаманами Рыжкиным В.В. и Барышниковым С.В. собрались в храме свт. Николая Чудотворца. Была отслужена панихида по убиенным и невинно пострадавшим казакам и казачкам. Панихиду отслужили духовник Михайловского юрта иерей Алексий Муркин и настоятель Никольского прихода иерей Алексий Шамов. В напутственном слове казачий духовник о. Алексий напомнил казакам о молитвенной памяти о своих предках, о необходимости молиться о упокоении их душ всегда, а не только в памятные даты. Но главное, если мы считаем себя православными христианами, это прощение и примирение, сказал о. Алексей. Прощение тех событий и людей участвовавших в них и примирении друг с другом. Ведь, зачастую, мы до сих пор делимся на «красных» и «белых» и не можем найти согласия в деле возрождения православного мировоззрения донского казака.

По окончании панихиды казаки совершили траурный автопробег по улицам города, напоминая горожанам об истории донского края, об народе, который жил, трудился и воевал на этой земле. Автопробег завершился у Поклонного креста на въезде в город Михайловка траурным митингом. Грустно на сердце, но и надежда не покидает его. Жив казачий народ, живы, пусть поредевшие, станицы и хутора, и песня казака будет раздаваться над донскими степями.

Александр Игнатов, община православных казаков «Архангела Михаила», храм свт. Николая Чудотворца г. Михайловкифото автора и Владимира Харланова

(28)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели