V епархиальный образовательный форум в г. Серафимович.

V епархиальный образовательный форум в г. Серафимович.

14 ноября 2017 г. в рамках регионального этапа XXVI международных Рождественских чтений в г. Серафимовиче прошел V епархиальный образовательный форум «Нравственные ценности и будущее человечества: проблемы и перспективы духовно-нравственного возрождения в Российской провинции».

Организаторами выступили Урюпинская и Новоаннинская епархия (в частности, отдел религиозного образования и катехизации), Волгоградская государственная академия последипломного образования (ВГАПО) и администрация Серафимовичского района (в частности, отдел по образованию). Напомним, что с прошлого года форум получил статус Арсеньевских чтений – в честь прославленной в лике местночтимых святых преподобной Арсении, игуменьи Усть-Медведицкой. Поэтому в этот раз представители педагогического сообщества, казачества и духовенства региона собрались в г. Серафимовиче, где и находится Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь.

Первым делом они посетили храм Воскресения Христова, где был совершен молебен на начало всякого благого дела, который возглавил епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, после чего все перешли в КДЦ «Дон». Торжественная церемония открытия чтений началась с общей молитвы и небольшого концерта: юные артисты подготовили музыкальные номера и сценку. Глава Серафимовичского района С.В. Пономарев поприветствовал участников чтений, подчеркнув, что это очень значимое событие в общественной, культурной и духовной жизни района, поскольку названы они в честь преподобной Арсении Усть-Медведицкой – духовной наставницы и покровительницы всей Донской земли. Он отметил особую актуальность нынешней темы дискуссии, ведь воспитание в подрастающем поколении патриотизма, любви и уважения к Родине, ее истории, культуре, семейным ценностям и традициям сейчас важно, как никогда, и вручил епископу Елисею благодарственные письма от администраций г. Серафимовича и Серафимовичского района за плодотворное сотрудничество в данном направлении.

В своей приветственной речи, одновременно ставшей и первым пленарным выступлением, задавшим тематику и тон последующей работы, владыка Елисей благословил участников на плодотворную работу и пояснил, почему местом проведения юбилейного форума был выбран именно г. Серафимович:
– Каждый год мы проводим наши чтения в разных районах, чтобы дать в каждом благочинии особый образовательный импульс, ведь в другой район на форум может приехать лишь небольшая делегация педагогов, а на месте в нем может участвовать практически все районное педагогическое сообщество. И в этот раз мы выбрали Серафимовичский район не только потому, что здесь подвизалась матушка Арсения, но и потому, что по данным областного комитета по образованию здесь самый низкий процент выбора модуля «Основы православной культуры» в школах. Почему так происходит, мы не знаем, но надеемся, что сегодня в ходе обсуждений сможем выяснить причины и вместе найти возможности их устранить.

Касаясь темы дискуссии, правящий архиерей отметил ее особенную точность:
– Без нравственных ценностей действительно нет будущего. Уверен, что нравственным состоянием подрастающего поколения и не только озабочены все: и мы, и государство. По крайней мере, в своих документах эту заботу оно декларирует: есть стратегия воспитания до 2020 года, ФГОС на первое место ставит личностные результаты, акцентирует внимание на воспитании любви к Отечеству, уважения к человеку, нравственным нормам и правилам, эстетического вкуса и т.д. Но вот, что беспокоит: воспитанием занимаются все, а результатов нет… Многие, конечно, с эти не согласятся, но давайте посмотрим правде в глаза: высокие уровень преступности и показатель недоверия людей друг к другу, повальная алкоголизация, распространение цинизма, презрения, предательства, эгоизма, любовь оскудевает, а беззаконие процветает. Это ли не беда?.. Что делать? Искать, думать, действовать, трудиться и, конечно, молиться. Возрождать нашу исконную культуру, наши традиции, дать возможность людям открыть для себя подлинные ценности православного бытия. Несмотря на то, что православие вошло в жизнь нашего государство, многие до сих пор боятся даже слова «православие», не говоря о присутствии священника в школах и других организациях. Причина в том, что мы, рожденные православными людьми в православной стране, крещеные, не знаем своей культуры православия. В православии представлена высшая степень человечности, любви и жизни; не отменяется, а провозглашается свобода, не отменяются труд, отдых, семья, дети, радость. Отменяется только то, что калечит жизнь человека, искажает и уничтожает его: грех, злоба, ненависть, воровство, пьянство, убийство, обжорство, предательство… Сложность заключается именно в передаче подрастающему поколению подлинно православного образа жизни, православной культуры. Как заразить человека вот этой Божественной любовью? Как пробудить и воспитать совесть? Невозможно сделать это привычными методами: выучить материал, пересказать прочитанное. Совершившие так называемую революцию 1917 года были люди образованные, знатоки культуры, некоторые даже закончили духовные учебные заведения, но это не помешало им уничтожать своих же людей, свою же культуру, свою же веру. Задумайтесь об этом… Очень большая надежда на вас, дорогие учителя: вы владеете методами, приемами, средствами, возможностями передачи материла – сделайте это так, чтобы из человека вырос Человек. Понимаю, всех проблем нам не решить, но мы хотя бы на своем уровне должны понять, что у нас творится, и что мы можем реально сделать.

Доктор педагогических наук, профессор ВГАПО Т.А. Затямина акцентировала внимание собравшихся на проблеме их самих: готовы ли учителя заниматься духовно-нравственным воспитанием? Она выделила основные факторы, затрудняющие воспитательную работу педагога: глобализация образования, утрата понимания народной самобытности (готов ли учитель всколыхнуть свою генетическую память?), информатизация, открытость любой, в том числе и негативной, информации (есть ли в нас и наших детях некий защитный механизм от потенциально разрушительной для нас информации?) и взаимодействие с семьей (семья сейчас стала заказчиком образования, но готовы ли родители к этой роли?), после чего подробно и доступно рассказала о существующих нормативных документах и методиках, позволяющих преодолевать эти и другие возможные проблемы. По мнению Татьяны Анатольевны, именно традиции православной культуры должны стать для преподавателей методологическим ориентиром.

Эту тему, так или иначе, продолжали и развивали в своих выступлениях и другие докладчики. Например, руководитель отдела религиозного образования Волгоградской епархии, старший преподаватель ВГАПО игумен Христофор (Казанцев) рассказал о действующих на базе данной академии курсах постдипломного образования для учителей, занимающихся преподаванием ОПК и воспитательной работой, и о том, как в ходе обучениях на этих курсах у педагогов происходит переосмысление собственных религиозных знаний. Руководитель отдела религиозного образования Урюпинской епархии, доцент ВГАПО протоиерей Константин Зелинский говорил о том, как каждый учитель-предметник в рамках преподавания своей дисциплины может (и должен!) доносить до детей православную культуру, ее традиции и ценности, воспитывать Человека, преодолевая тем самым главную проблему – так называемое «образование без образования». А и.о. заместителя директора по воспитательной работе школы №1 г. Серафимовича О.А. Манянина поделилась опытом духовно-нравственного воспитания в Серафимовичском районе.

С особым интересом было воспринято выступление настоятеля Свято-Никольского кафедрального собора г. Калача-на-Дону, известного проповедника протоиерея Димитрия Климова. Он предложил взглянуть на обсуждаемую тему несколько в ином ракурсе, разделив понятия духовного и нравственного и осмыслив их собственное содержание, значение, взаимное влияние и сочетание в личности человека. Только так, по его мнению, можно понять, какие методы в воспитании этих качеств можно применять, а какие – нет:

– Задача Церкви в духовном воспитании человека состоит в том, чтобы человек сам определил свою внутреннюю свободу. Но для того, чтобы это определение состоялось, нужно, чтобы человек откуда-то взял этот самый духовный опыт, который его будет к этому побуждать. Именно этими методами формирования своего личного духовного опыты в человеке Церковь и должна пользоваться. Духовный, религиозный опыт нельзя транслировать, передать, ему нельзя научить, в отличие от любого другого знания. Человека можно лишь вывести на тот путь, где он сможет встретить Бога или хотя бы начать искать Его.

Как подчеркнул отец Димитрий, Церковь не должна в этом деле заимствовать методы государства и вообще подключать государственный аппарат, чтобы принудить к чему-то человека помимо его собственной воли, дать ему какие-то готовые ответы. Жизнь сейчас такова, что если детям запрещать о чем-то говорить в школе, то они все равно будут говорить об этом в Интернете, а между ними и учителями вырастет непреодолимая стена. И если воспитание духовности – это дело Церкви, то следить за нравственностью – уже в большей мере задача государства и общества, общественных институтов.

После небольшого перерыва работа форума продолжилась в рамках тематических секций. Священнослужители и представители школьных администраций обсудили взаимодействие православных приходов и образовательных организаций на круглом столе под руководством игумена Христофора (Казанцева). Т.А. Затямина провела практический семинар для учителей музыки и классных руководителей «Нравственные ценности в содержании кантаты Г.В. Свиридова “Курские песни”», а старший преподаватель ВГАПО С.А. Санкина – педагогическую студию для учителей-словесников «Библия в содержании произведений мировой художественной литературы». Протоиерей Константин Зелинский возглавил заседание дискуссионного клуба «Основы духовно-нравственного воспитания и основы православной культуры: единство и различие». О семейном воспитании шла речь на круглом столе, который вел благочинный Серафимовичского округа протоиерей Андрей Шарыгин. Он рассказал об отношении Церкви к семье, о поддержке, оказываемой семьям, нуждающимся в духовной или материальной помощи, о борьбе против абортов и толерантного отношения к греху. А представитель православного семейного центра «Лествица» из г. Волгограда О.В. Каменева представила проект «Семья и школа» по воцерковлению детей и их родителей, приобщению их к православным ценностям. В ходе семинара по проблемам организации работы с молодежью о деятельности епархиального молодежного отдела рассказал его руководитель иерей Алексий Шамов; протоиерей Димитрий Климов поделился опытом ведения миссионерской деятельности в социальных сетях, а и.о. руководителя епархиального миссионерского отдела диакон Михаил Макаров поднял тему духовной безопасности в информационном поле.

Также были организованы выставка «Книги нашей епархии» (ведущим выступил иерей Евгений Агеев) и экскурсия в Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский монастырь. Все участники образовательного форума получили сертификаты. Кроме того, в рамках чтений прошло награждение ряда священников и светских лиц епархиальными наградами.

 V епархиальный образовательный форум «Нравственные ценности и будущее человечества: проблемы и перспективы духовно-нравственного возрождения в Российской провинции»

Т. НОВИКОВА, пресс-служба Урюпинской епархии.

(25)

Оставить сообщение

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Перейти к верхней панели