Покровский кафедральный собор отметил свой престольный праздник

Покров Пресвятой БогородицыСубботнее утро встретило урюпинцев промозглой серостью и сильным дождем, которому, казалось, не было конца и края, что, в общем-то, вполне соответствовало прогнозу синоптиков. Истинно верующих такая мелочь, как непогода, конечно, не заставила отказаться от посещения храма, тем более, в столь великий праздник, но приятного в этом, безусловно, было мало. Так что когда незадолго до начала праздничной Божественной литургии небо вдруг просветлело, и ливень прекратился, спешащие в Покровский собор люди восприняли это с особой радостью, усмотрев в том очередной знак заботы Пресвятой Богородицы о жителях города, отмечающего сегодня престольный праздник своего главного храма.

Как обычно на праздничном богослужении, тем более, совершаемом архиерейским чином, собор был полон прихожанами, еще несколько десятков человек молились во дворе, где через динамики шла трансляция происходящего под храмовыми сводами. Владыке Елисею на Литургии сослужили благочинный Урюпинского округа протоиерей Алексий Маслов, благочинный Жирновского округа протоиерей Александр Щичко, благочинный Михайловского округа иерей Алексий Шамов, и.о. ключаря Покровского собора иерей Андрей Кончагин, иерей Кирилл Щеголев, диакон Сергий Козлов, диакон Михаил Макаров, диакон Антоний Золотарев. Богослужебные песнопения исполнял хор собора под управлением Ирины Свиридовой. За богослужением архипастырь вознес молитву о мире на Украине.

Произнося проповедь по запричастном стихе, иерей Алексий Шамов обратился к теме особого почитания Богородицы: Православная Церковь ставит Ее превыше всех святых и всех ангелов, Ей молятся о спасении, существует несколько сотен разных икон Богородицы (в том числе и наша чудотворная икона «Урюпинская»). Хотя в Священном Писании действительно очень мало сказано о Божией Матери, как подчеркнул отец Алексий, главное – не количество упоминаний, а их контекст и смысл, после чего напомнил соответствующие отрывки из евангельского текста и привел необходимые пояснения. В частности, там есть пророчество о почитании Богородицы –Архангел Гавриил, который приносит Деве Марии весть о том, что Она будет матерью Спасителя, произносит такую фразу: «Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Благословенна – означает прославлена, и говорит эти слова Архангел, конечно, не от себя, ведь он всего лишь посланник Божий. Об этом же пророчествует на встрече с Ней и Ее родственница Елисавета (Лк. 1:41-42). Именно по просьбе Матери Господь совершает Свое первое чудо – превращает воду в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Мы видим Богородицу и в самый трагический момент евангельской истории, когда Она стоит под Крестом Своего распятого Сына и видит все Его невыносимые страдания. В своих последних словах Христос обращается к Богородице и апостолу Иоанну Богослову: «…говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26-27). Тем самым Он вверяет в лице своего ученика под защиту Богородицы, под ее покров весь человеческий род, т.е. делает Ее Матерью для всех нас, христиан.
Господь никогда не оставлял Свою Мать, а Она, как любящая Мать, всегда молилась за всех нас и просила Сына Своего, чтобы Он избавил нас от вечной смерти и ввел в жизнь вечную, – так завершил свою проповедь отец Алексий.

После того, как все желающие причастились Святых Христовых Тайн, по заамвонной молитве, священнослужители и прихожане совершили крестный ход вокруг собора. И вновь случилось маленькое погодное чудо: вышедших из храма под перезвон колоколов верующих встретило такое по-летнему яркое и теплое солнце, словно и не было недавнего ненастья. Во время крестного хода делались остановки, владыка Елисей совершал кропление святой водой и осенение крестом на четыре стороны света, а завершающим моментом стало славление перед образом Покрова Пресвятой Богородицы.

По окончании праздничного богослужения правящий архиерей обратился к пастве с проповедью. Говоря о вспоминаемом сегодня событии – чудесном спасении Пресвятой Богородицей жителей Константинополя от напавших на них языческих племен – он напомнил, что среди тех, кто жаждал уничтожить этот оплот православной веры и христиан, его населяющих, были и наши предки-славяне. Сейчас нас активно пытаются убедить, что именно язычество – наша родная, исконная, «настоящая» вера, причем подается она в самом романтичном и возвышенном виде, так что неудивительно, что число поклонников родноверия растет. Однако достаточно просто обратиться к страницам истории, чтобы понять, как далеко было язычество от той красивой лубочной картинки, какой ее нам сейчас преподносят. Служение языческим богам подразумевало многочисленные человеческие жертвы, совершаемые самыми жестокими и кровавыми способами. Причем в жертву приносились не только представители иных племен (как, например, это хотели сделать с жителями Константинополя), но и свои же соплеменники, даже родные и близкие люди. Впрочем, понятие родства и близости было весьма размыто: язычникам были чужды какие-либо нравственные семейные ценности, в ходу были оргии и прочие непотребства, вплоть до надругательств над детьми:

Главным моментом было воспитание сильного и жестокого воина, который думал, прежде всего, о том, как угодить языческим богам. Кто они такие? Апостол Павел говорит: это суть бесы. А бесы только и хотят, что истребить, убить человека, вот и язычники тоже думали только о смерти. Но и мы, к сожалению, слушаем бесов и исполняем их волю. Почему? Потому что бесы действуют на наши духовные, душевные и те-лесные слабости, толкают нас на угождение своим похотям. Ни к чему хорошему это, конечно, не может привести, только к смерти. Поэтому очень важно, чтобы мы постоянно молились Богу: читали утренние молитвы и на сон грядущий, читали каждый день хотя бы небольшие отрывки из Евангелие. Даже мы, ходящие в церковь, какую мы хотим хорошую жизнь для себя, своих детей и внуков, если мы не молимся? Откуда у нас возьмется что-то хорошее, если мы не будем просить этого у Бога? Матерь Божия нас покрывает своим Покровом, но мы должны просить Ее об этом! Конечно, если с нами вдруг случится такая же беда, как с византийцами – придут в город какие-то бандиты, чтобы нас всех убить – конечно же, все мы бросимся в Покровский собор и другие городские храмы, которые сейчас стоят пустыми, и будем молиться Богу. Преподобный Паисий Афонский сравнивал молитву с передатчиком, который транслирует наши слова и просьбы Богу. Что же мешает нам молиться просто так, не под угрозой смертельной опасности? Наша леность, окружающие нас люди и враг рода человеческого. Вот только ничего у нас хорошего не будет, если мы не будем просить об этом Господа, Матерь Божию, святых угодников Божиих. Все мы, и священники, и прихожане, обязаны готовиться к причащению и каждый день молиться Богу – это наш хлеб духовный, который мы вкушаем для жизни вечной. Без этого наша жизнь не будет нормальной, она будет просто животной. Хотя и животные тоже многое чувствуют и понимают, пусть в них и нет Святого Духа Божия. А в нас он есть, но мы можем погасить его и питаться другим духом – духом сопротивления, вражеским духом. Им напитано все вокруг нас, и спасти нас от него может только Дух Святой, только наши молитвы, наше стремление к богоугодной жизни, наше присутствие здесь, в храме, на Божественной литургии, причащение Святых Христовых Таин. Мы, к сожалению, больше смотрим на внешнее – вот, ходим в церковь… Но нашу внутреннюю, личную духовную жизнь никто не отменял, домашняя молитва не менее важна, чем присутствие в церкви, это наша с вами обязанность. И вот тогда над нами всегда будет Покров Пресвятой Богородицы!

Покров Пресвятой Богородицы

Владыка Елисей наградил благодарственными письмами ряд клириков и сотрудников Покровского собора, а также активных помощников из числа прихожан.

После этого во дворе собора состоялся небольшой праздничный концерт с участием хора и воспитанников воскресной школы собора, а также приглашенных артистов. Все желающие могли угоститься горячим чаем с выпечкой и полюбоваться выставкой поделок мастеров из ПНИ г. Урюпинска.

Покров Пресвятой Богородицы

Фотогалерея «Покров Пресвятой Богородицы»

Т. НОВИКОВА,
пресс-служба Урюпинской епархии.

(61)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Перейти к верхней панели